Президент Мексики твердо решил бороться с наркомафией ненасилием
Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор на пресс-конференции в Национальном дворце отверг совет США приступить к широким силовым операциям против мексиканских наркокартелей. Он заявил, что не отойдет от раздражающего Вашингтон курса на противостояние преступности своими собственными методами. Это заявление можно считать посланием к грядущей избирательной кампании: в июне в стране президентские выборы. Стратегия, ориентированная на борьбу с бедностью вместо полномасштабной войны с картелями, пока приносит не так много результатов, как хотелось бы. Зато президент сохраняет высокую поддержку населения.
По аналогии с лозунгами Дональда Трампа, Обрадор заявил, что ставит Мексику превыше всего. «Мы не собираемся выступать в роли полицейских какого-либо иностранного правительства», – сказал он. При этом президент Мексики подчеркнул, что его страна ни в коей мере не отказывается от международного сотрудничества в деле борьбы с наркотиками. Обрадор даже выразил сочувствие американскому народу. Он сказал, что смерти американцев от передозировок поступающего из Мексики фентанила – это большая трагедия, с которой правительство будет бороться, но гуманитарными, а не насильственными методами.
Высказаться на данную тему Обрадора побудила не только критика из Соединенных Штатов, в частности, от того же Трампа. В пятницу, 22 марта, американский Минфин ввел санкции против пятнадцати членов картеля Синалоа и шести мексиканских компаний, по мнению Министерства торговли США, занимавшихся отмыванием денег через покупку телефонов. Обрадор своим заявлением засвидетельствовал, что не рассматривает это решение как сигнал для себя, что пора, наконец, покончить с тактикой борьбы с наркопреступностью путем «объятий, а не пуль». Ее мексиканский президент с разной степенью последовательности придерживается с 2018 года, когда он победил на выборах. Тактика заключается в том, что государство должно в первую очередь поднимать уровень жизни населения, лишать наркокартели питательной среды в виде миллионов бедняков, развивая депрессивные районы. Судя по всему, это его заявление – еще и месседж, обращенный к возможной преемнице Клаудии Шейнбаум. Согласно мексиканскому законодательству, президент избирается на один шестилетний срок. На июньских выборах кандидат от правящей партии MORENA, возглавляемой Обрадором, – Шейнбаум.
Действующий глава государства явно хочет, чтобы она продолжила его тактику и не поддавалась давлению Вашингтона, как бы он ни обвинял власти Мексики в популизме. Критики Обрадора отмечают, что хотя мексиканский президент декларирует успехи в борьбе с преступностью и бедностью, число убийств снижается незначительно. Доходы семей в регионах, где орудуют наркокартели, действительно увеличиваются, но за счет переводов из США, где работают многие мексиканцы. Иными словами, это не мексиканская экономика работает лучше, а американская, не тактика «объятий, а не пуль» дает плоды, а сосед выручает. А тем временеаркоторговцы остаются крупными работодателями. Поток американских денег потребителей наркотиков в конечном счете работает на мексиканскую экономику, пускай и опосредованно. Между тем боевые ячейки картелей по структуре не слишком сильно отличаются от армии. Вооружены бандиты могут быть гораздо лучше благодаря закупкам оружия в США.
Впрочем, у Обрадора есть веское возражение. Попытка победить наркомафию силой уже имела место при президентстве ультраправого политика Фелипе Кальдерона. В результате с 2006 года началась настоящая гражданская война, погибли тысячи человек, но задавить преступность не получилось. Придя к власти Обрадор еще в 2018 году заявил, что этап открытой войны с картелями окончен.
«Он не первый президент страны, который говорит о том, что проблема наркотиков – это в большей степени проблема американская, а не мексиканская. Все понимают, что если снизится спрос в США, то снизится и предложение в Мексике. Но во многом его слова являются и националистическим популизмом, импонирующим населению. Обрадор играет на публику весьма умело: он даже выдачу преступников в США представляет как мексиканский жест доброй воли, а не как следствие давления Вашингтона», – сказал директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что президент за время своего мандата сохранил высокий рейтинг. Его партия наверняка получит большинство в парламенте по итогу выборов летом, а Шейнбаум, которую Обрадор поддержал, скорее всего одержит победу на президентских выборах. «Нельзя, разумеется, рисовать Обрадора этаким голубем-идеалистом. Силовые действия против наркокартелей все равно проводятся, в том числе, силами Национальной гвардии, менее коррумпированного института нежели полиция. Другое дело, что, несмотря на проблемы с безопасностью, есть понимание того, что проблему нельзя решить, просто наводнив страну вооруженными людьми», – поясняет эксперт.
- Комментарии