Президент Мексики перед уходом громко хлопнул дверью
Мексиканский Сенат одобрил юридическую реформу, которая сделает судей выборными. Делать это пришлось не в здании органа, поскольку его заняли протестующие. Верхняя палата парламента приняла закон 86 голосами, и партия власти Морена сумела благодаря одному отсутствующему сенатору-оппозиционеру и одному проголосовавшему за нее провести инициативу президента страны Андреса Мануэля Лопеса Обрадора через законодательный орган. Теперь глава страны уходит в отставку, добившись важных изменений. Впрочем, их эффективность остается под вопросом и покажет себя на практике.
Против реформы выступил 41 сенатор. Чтобы закон провести через верхнюю палату парламента, Обрадору нужно было получить поддержку двух третей Сената.
Противники реформы убеждены, что институт выборных судей снизит качество правосудия и даже сделает суд более податливым влиянию криминала. Впрочем, Обрадор, проводя инициативу, заявлял о том, что нынешние суды служат не интересам мексиканцев, а коррумпированным элитам. Критики судебной системы отмечали ее непотизм, формирование династий судей, а также излишнюю бюрократию в судебном процессе.
Нынешняя реформа вряд ли решит проблему запутанной судебной системы в целом, поскольку для ее изменения нужны не только новые судьи, но изменения начал правосудия (см. «НГ» от 01.09.24). Сопротивление служителей Фемиды, которые своими решениями старались отложить обсуждение закона, тоже вполне понятно: они могут потерять весьма выгодные должности, тем более что для экономии судей будут увольнять и сокращать их число в целом.
Снижены условия для выдвижения в судьи. Однако требования все равно есть: наличие юридического образования и соответствующая образованию практика. Мексика станет первой страной, в которой судей будут избирать на всех уровнях, включая Верховный суд.
Оппозиция считает, что проведение реформы лишит судебную ветвь власти независимости.
«Однако претензии той же Институционно-революционной партии выглядят не иначе как смешными, поскольку правящая в прошлом партия, непримиримо подавлявшая политических противников, теперь заявляет о «борьбе за демократию». Не очень верится в подобную искреннюю борьбу со стороны правых сил. При этом в Мексике судьи в целом имеет правоцентристские и правые взгляды, а экономисты больше склонны исповедовать левые убеждения», – подчеркивает директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
В разговоре с «НГ» он выразил мнение, что выборность судей отнюдь не означает увеличения их зависимости от криминала. «Напугать можно как выбранное лицо, так и назначенное. Другое дело, что высокие зарплаты мексиканских судей не соответствуют их квалификации. А то, что судебная система погрязла в непотизме, – это сущая правда. К тому же она хочет брать на себя вопросы, которые находятся в ведении парламента. И порой трудно отличить популистские решения от прагматичных шагов в мексиканской политике», – защитил подход Обрадора эксперт.
Он добавил, что проведение реформы – большая победа мексиканского президента, который сумел решить крупный вопрос в свою пользу. Напомним, нынешний глава государства демонстративно ушел раньше положенного времени: не в начале декабря, а уже 1 октября.
«Остается вопросом то, насколько Обрадор продолжит влиять на принятие решений. Думаю, что Клаудиа Шейнбаум – достаточно самостоятельная фигура и манипулировать собой не даст. Неприятно только то, как конкретно реформа была проведена», – отметил Хейфец.
Он пояснил, что проголосовавший за реформу оппозиционер обладал спорной репутацией и ему грозило уголовное преследование, чем власти могли воспользоваться. Другой оппозиционер отсутствовал на голосовании, чем обеспечил конституционное большинство. Это тоже важный вопрос политического будущего: удастся ли партии власти такими маневрами сохранить это конституционное большинство?
Провести реформу можно было и простым большинством, но более сложными и долгими процедурами. Сейчас же осталось лишь заручиться поддержкой регионов, где позиции Обрадора и его союзников сильны.
«Время покажет эффективность реформы. Пока же успешное правосудие работает, по сути, только в Бразилии. И судей там граждане не выбирают», – указывает Хейфец.
- Комментарии