Эрдоган может ужесточить требования к Асаду

Эрдоган может ужесточить требования к Асаду
Интерес к переговорам с Дамаском Эрдоган демонстрировал еще во время президентских выборов. Фото с сайта www.akparti.org.tr

Анкара и Дамаск вернулись к переговорам о нормализации двусторонних отношений. Страны порвали связи после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году. Всплеск дипломатической активности со стороны турок наблюдался в прошлом году, когда президент Реджеп Тайип Эрдоган боролся за свое переизбрание. Однако, как говорят эксперты, тогда Башар Асад завысил планку требований. Теперь же, по их словам, с более жестких переговорных позиций может выступать сама Турция.

О том, что центральное правительство в Багдаде может принять у себя новую мирную встречу, сообщили источники издания «Айдынлык». Они рассказали, что подготовительным этапом недавно стала очная беседа представителей Сирии и Турции на сирийской авиабазе Хмеймим, которую использует российский контингент.

По словам собеседников «Айдынлык», консультации в Хмеймиме состоялись на следующий день после того, как президент России Владимир Путин принял у себя министра иностранных дел Турции Хакана Фидана. Источники газеты характеризуют возобновившиеся турецко-сирийские переговоры как «первую подобную встречу, посвященную вопросам безопасности и прошедшую на сирийской территории».

Премьер-министр Ирака Мухаммед Судани недавно отмечал, что поддерживает связь как с Анкарой, так и с официальным Дамаском и готов предоставить площадку для прямых переговоров. «Скоро мы увидим некоторые шаги в этом отношении», – заявил глава правительства в интервью турецкому телеканалу Habeturk. Он подчеркнул, что угрозы в сфере безопасности, с которыми сталкиваются и Анкара, и Багдад, нередко исходят из тех районов Сирии, которые неподконтрольны Сирийской арабской армии (САА) – регулярным силам правительства. Судани имел в виду прежде всего северо-восточные области, которые входят в зону ответственности Демократических сил Сирии (ДСС) – прокурдского альянса, опирающегося на поддержку США.

Анкара демонстрировала интерес к переговорам с Дамаском в преддверии прошедших в мае прошлого года президентских выборов. Тогда Эрдогану важно было добиться принципиального согласия на восстановление отношений, чтобы разрешить проблему с сирийскими беженцами, проживающими в Турции. Теперь же турецкое руководство обеспокоено тем, что администрация ДСС намерена провести муниципальные выборы и тем самым добиться релегитимации. На фоне усиленного давления Анкары в ДСС уже заявили, что переносят голосование с 11 июня на 8 августа. Правда, объяснили решение о переносе «просьбой политических партий и альянсов, которые готовились принять участие в выборах» и заявили, что не боятся угроз.

«Во-первых, показательно, что возобновление диалога между Анкарой и Дамаском идет по двум параллельным направлениям, – заявил «НГ» эксперт по Ближнему Востоку Антон Мардасов. – С одной стороны, вроде бы именно Москва пытается выступить инициатором договоренностей. Напомню, что по итогам прежних встреч она в 2023 году представила проект «дорожной карты» по нормализации турецко-сирийских отношений. С другой стороны, Анкара и оппозиция восприняли эту «дорожную карту» как очередную альтернативу резолюции 2254. Примечательно, что после визитов в Москву в 2022–2023 годах диалог между Сирией и Турцией состоялся на иракской площадке, после чего окончательно заглох, тем более что президентские выборы в Турции к тому моменту уже завершились».

Сейчас же предпринимаются усилия по реанимированию прошлых попыток договориться, считает эксперт. «Во-вторых, изменилась конъюнктура, – отмечает Мардасов. – Прежде команда Эрдогана была заинтересована в некоторой нормализации с Асадом из-за фактора сирийских беженцев: ей нужно было перехватывать повестку у оппозиции и опередить ее в этом вопросе. Для Дамаска, в свою очередь, эта была действительно возможность получить прежде всего экономическую выгоду от активизации торговли с Турцией через оппозиционные территории. Однако сирийские власти заигрались – они переоценили степень готовности Анкары идти на уступки в преддверии выборов и в итоге упустили возможность».

Сейчас перед Турцией, по словам собеседника «НГ», стоит задача ослабления курдских отрядов в Сирии и Ираке для активизации торговли через Ирак, хотя Анкара старается избегать слова «курдские» применительно к Рабочей партии Курдистана и связанным с ней структурам вроде Отрядов народной самообороны. «Также в турецком дискурсе постоянно возникает вопрос затрат на военное присутствие в Сирии, – обращает внимание Мардасов. – Понятно, что власти будут его сохранять «в целях национальной безопасности», однако в случае заключения договоренностей присутствие может быть снижено». При этом Анкара не может не оставить за собой формального права нарастить численность контингента, делает оговорку аналитик.

«Для Дамаска с его стремительно деградирующей экономикой – прежде всего из-за закостенелости местных чиновников, а не санкций – также важно продолжать ослаблять курдскую квазигосударственность в надежде получить доступ к нефтеобъектам, – рассуждает Мардасов. – Складывается впечатление, что, как и раньше, Турции больше нужна нормализация с Дамаском для проведения серии операций. Однако скорее всего диалог турки будут вести жестче, понимая и специфику происходящего в Дамаске, и сконцентрированность России на СВО. Кроме того, по моим ощущениям, Багдаду нужно это посредничество скорее для своих целей, например для продолжения восстановления связей со странами Персидского залива, а также реанимирования прежних проектов и инициирования новых».

21:58
122
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.