Зять бывшего диктатора обещает защищать демократию в Индонезии
В среду в Индонезии пройдут выборы президента и законодательных органов. Десятки миллионов людей пойдут на избирательные участки, украшенные цветами, а чиновники оденутся как бэтмены или люди-пауки. Подобного события, именуемого «вечеринкой демократии», прежде нельзя было представить. Ведь страной управлял диктатор. Но будет ли электоральная схватка равной для всех участников? Часть молодежи в этом сомневается, так как фаворит – министр обороны, связанный родством с бывшим правителем, а его напарником в гонке выступил сын нынешнего главы государства Джоко Видодо.
Как пишет The New York Times, Видодо встревожил своих оппонентов тем, что позволил сыну выступить кандидатом в вице-президенты рядом с претендентом на высший пост генералом Прабово Субианто. 72-летнего Прабово, в прошлом командира спецназа, обвиняли в нарушениях прав человека. К тому же он был женат на дочери диктатора Мухаммеда Сухарто.
Борьбу за кресло президента ведут три кандидата: Прабово и два бывших губернатора – Басведан Анис и Ганджар Праново. «Для Индонезии демократия – это новинка. Многие отдают голоса завидо того, кого предпочитает семья, не приводя в расчет заслуг или провалов претендента», – говорит Абигаил Лимуриа, организатор фестиваля в честь выборов в Джакарте.
Индонезия – самая большая мусульманская страна в мире. И во время предыдущих выборов противники кандидатов приписывали им несуществующие грехи. Например, генерала Прабово, который неоднократно выдвигался кандидатом, допекали вопросом о том, сколько раз в день он молится. А Джоко Видодо называли китайцем, к тому же христианином.
У главного претендента Прабово биография сложная. Его увольняли из армии за то, что подавлял якобы силой диссидентов. Как передает Reuters, бывшего зятя Сухарто обвиняли, в частности, в похищении студенческих активистов в 1998 году и нарушении правовых норм в провинции Папуа – Новая Гвинея и в Восточном Тиморе, который впоследствии стал независимым государством. Но с тех пор он пережил удивительную трансформацию. Прабово теперь не воинственный националист и глубоко верующий человек, а умеренный политик. Это, на первый взгляд, чисто внутренние проблемы страны. Но Индонезия входит в состав «большой двадцатки», является крупнейшим членом АСЕАН – Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Потому от политической стабильности в государстве зависят мир и стабильность всего региона.
В беседе с «НГ» Алексей Другов, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, отметил: «У России хорошие отношения с Индонезией. Пока судить о том, как они могут измениться после выборов, рано. Не стоит в повестке дня и вопрос об участии страны в объединении БРИКС. Индонезию туда приглашали. Но она уклонилась. Джакарта провозглашает, что проводит активную, независимую внешнюю политику в соответствии с принципами неприсоединения. Об этом заявил еще первый вице-президент страны Мухамад Хатта.
Крупными торговыми партнерами Индонезии являются Китай и США. Как говорил главный претендент на пост президента Прабово, он восхищается Китаем и уважает Америку. Очевидно, Индонезия будет продолжать политику балансирования между ними».
В США чиновники называют Индонезию «качающимся государством». При президенте Видодо Джакарта углубила связи с Пекином. И в то же время она сохранила крепкое военное сотрудничество с Пентагоном. Индонезия закупила у США истребители и другую боевую технику.
Примерно половина избирателей – это молодежь до 40 лет. По опросам, ее тревожит состояние экономики, получение образования, безработица и коррупция. Претенденты, конкурирующие в борьбе за главную должность в стране, использовали социальные сети. Правобо предстает в них как веселый, сметливый дедушка. Тик-ток наводнили видео, показывающие, как политик танцует.
«Организовать голосование – это колоссальная работа», – говорит Юлианто Судраджат, член Центральной избирательной комиссии. Избиратели будут помечать свои бюллетени, делая отметину на них ногтями. Это более надежный метод, чем писать ручкой. Ведь некоторые индонезийцы не знакомы с инструментами письма.
Как передает агентство АР, официальный подсчет голосов закончится примерно через месяц. Но публика может ожидать результатов раньше. Зарегистрированные фирмы и волонтеры из групп наблюдателей проведут тысячи опросов у избирательных участков. Этот метод, который называют «быстрым подсчетом», считается надежным.
- Комментарии