Иран и Пакистан уладили разногласия
После обмена ударами Тегеран и Исламабад договорились не конфликтовать друг с другом и уладить разногласия. Таков итог визита главы МИД Ирана в Пакистан и переговоров с пакистанским коллегой. Это вызвало вздох облегчения не только в обеих столицах, но также в России и Китае, для которого Пакистан – почти союзник, а Иран – важный экономический партнер. Но комментаторы не уверены в прочности разрядки, поскольку базы террористов в обеих странах сохраняются. Да и Вашингтон грозит покарать Иран за удары по американским объектам на Ближнем Востоке.
Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян переговорил напрямую с министром иностранных дел Пакистана Джалилом Аббасом Джелани. Первостепенной задачей было погасить гнев и подозрения Исламабада, которые возникли после того, как Иран 16 января нанес удар по пакистанской территории. Он атаковал террористов из группы «Джейш аз-Зольм», которая действует на территории Пакистана. Конституция обязывает Исламабад защищать территорию, и он ответил, послав свои военные самолеты для бомбардировки сепаратистов, которые укрываются в соседней с Пакистаном иранской провинции Систан и Белуджистан.
Это вовсе не значит бить своих, чтобы чужие боялись. Ситуация очень запутанная. Ведь в обеих странах укрываются боевики, которые нападают извне на пограничников и полицию. Как уже писала «НГ» в номере за 19.01.24, в свете событий в Газе возникла опасность втягивания в войну еще двух стран. Этого не желают ни Тегеран, ни Исламабад, ни Пекин, предложивший стать медиатором между соседями.
Но сыграть эту роль непросто. Конфликт будит старые религиозные распри. В Иране с его шиитским большинством не приемлют существования в соседней стране баз «Джейш аз-Зольм», воинственной организации, состоящей в основном из суннитов, которая совершает нападения на членов элитного Корпуса стражей исламской революции. Оправдывая удары по лагерям этих боевиков в Пакистане, Тегеран утверждал, что они связаны с Израилем. К тому же, послав силы для удара внутри пакистанской территории, Иран перешел порог, который даже США и Израиль старались не переступать. А для Пакистана заклятый враг – это воинственные группировки, этнически состоящие из белуджей. Одна из них называет себя «Фронтом освобождения Белуджистана», другая – «Армией освобождения Белуджистана».
Так к чему же пришли главы двух МИД? По итогам встречи они заявили, что обмен ударами – это что-то подобное недоразумению. Министры пообещали, что подобное не повторится и что между странами восстановлено полное взаимопонимание.
На совместной пресс-конференции в Исламабаде главы МИД подчеркнули, что терроризм – это общий вызов обеим странам. Коренные интересы Пакистана и Ирана совпадают, и они уважают территориальную целостность друг друга. Мало того: пакистанский министр сказал, что соседей связывают общность религии (ислам), культуры и исторические корни.
Индийская газета Indian Express решила взглянуть на позиции других игроков в регионе и больших держав за его пределами. Хотя между соседями произошел обмен ударами по принципу «око за око», представитель Госдепартамента США возложил вину на Иран. Иран, по его словам, нарушал суверенитет многих стран за последние два дня. Китай же предложил сыграть конструктивную роль в ослаблении напряженности. Россия призвала Пакистан и Иран разрешить разногласия дипломатическим путем.
Заявление Индии, хотя выглядит внешне нейтральным, содержало элемент симпатии в отношении Ирана. «Это вопрос между Ираном и Пакистаном. Но Индия занимает бескомпромиссную позицию против терроризма. Мы понимаем действия стран в порядке самообороны», – указал представитель Дели.
В беседе с «НГ» Владимир Сотников, доцент Высшей школы экономики, отметил: «Думаю, итог встречи министров Пакистана и Ирана положительный. Они помирятся. Сложность в том, что граница между ними проницаемая. Террористы из числа белуджей проникают в обе стороны. У Китая огромные экономические интересы в Пакистане. Китайские фирмы добывают медь на рудниках как раз в Белуджистане. Так что, полагаю, Исламабад и Тегеран при содействии Пекина решат проблемы».
Но другие наблюдатели настроены не так оптимистично. Они напоминают, что пакистанская сторона не сумела достроить часть трубы для подачи иранского газа в страну. Иран потребовал от Пакистана уплатить неустойку.
- Комментарии