Алжир поворачивается к Франции и отворачивается от Сахеля
Страны Конфедерации государств Сахеля (Мали, Буркина-Фасо и Нигер) отозвали своих послов из Алжира после того, как алжирцами был сбит малийский разведывательный беспилотник. Мали обвиняет соседа в поддержке терроризма, выразившейся в попытке сорвать военную операцию против мятежников-туарегов. Алжир утверждает, что беспилотник был сбит, так как незаконно пересек границу. На этом фоне Франция и Алжир почти покончили с былой ссорой. Конфедерация государств Сахеля, напротив, тяготеет к России и имеет сложные отношения с Западом.
О полном разрыве связей с Алжиром пока речь не идет. Послы лишь вызваны для консультаций. Однако страны Конфедерации, во главе которых стоят военные, уже не раз показывали, что способны действовать по-армейски резко. Следовательно, есть вероятность, что конфликт получит какое-либо продолжение – в худшем варианте, в виде боевых действий. Пока власти Мали, Буркина-Фасо и Нигера ограничиваются жесткой риторикой. Действия алжирских военных они назвали «безответственным актом, нарушающим международное право».
«Главы государств Конфедерации сожалеют в связи с уничтожением беспилотника вооруженных сил Республики Мали в результате враждебного акта алжирского режима в ночь с 31 марта на 1 апреля в Тинзауатене, в регионе Кидаль» – отмечается в совместном заявлении трех стран Сахеля.
Малийский городок Тинзауатен, примыкающий к малийско-алжирской границе, получил широкую известность в июле 2024 года, когда ленты мировых информационных агентств заполнили сообщения о бое возле него между, как утверждалось, россиянами и формированиями джихадистов, а также туарегской сепаратистской группировки – одной из нескольких, борющихся за создание независимого туарегского государства Азавад. По данным малийских властей, беспилотник выполнял миссию в рамках операции правительственных войск в этом районе и был неожиданно атакован с алжирской стороны. Сообщается, что инцидент произошел в 9,5 км от границы, в глубине малийской территории. По алжирской версии, беспилотник сбили, напротив, когда он вторгся на 2 км в воздушное пространство Алжира.
Власти Мали объявили, что подадут на соседа жалобу в «международные инстанции». Кроме того, они вышли из совместной с Алжиром группы по обеспечению региональной безопасности. Премьер-министр Мали Абдулае Майга пошел в своих суждениях еще дальше и заявил, что произошедшее является «доказательством причастности алжирцев к финансированию международного терроризма». С таким градусом словесной риторики полный разрыв отношений становится все более вероятным итогом дипломатического конфликта. С другой стороны, не исключено, что премьер скоро отыграет назад. Его предшественник Шогель Майга тоже далеко не всегда был осторожен в выражениях и зачастую публично озвучивал конспирологические теории. Однако при нем отношения с соседями страны до открытого, тем более вооруженного, конфликта не доходили.
Эмоциональная реакция на уничтожение беспилотника понятна. Если Алжир действительно воюет на стороне мятежников, то это может поменять характер боевых действий с ними. Армии Мали, Буркина-Фасо и Нигера, ведущие боевые действия против сепаратистов и исламистов вместо выведенных из региона французских войск, сделали ставку именно на удары с воздуха. Им противник, в силу нехватки необходимого вооружения, мало что может противопоставить. Очень удачные случаи применения дронов уже фиксировались. В декабре 2024 года атакой беспилотников были убиты сразу восемь старейшин туарегов, среди которых был и влиятельный полевой командир Фахад Аль-Махмуд.
Особую сложность ситуации придает то, что инцидент в Тинзауатене совпал с серьезной переменой во внешней политике Алжира. В 2022 году алжирцы отозвали своего посла из Испании, а потом – из Франции. Причина в обоих случаях, по сути, одинакова: Мадрид и Париж не встали на их сторону в давнем, тянущемся с 1970-х годов споре с Марокко. Франция и Испания фактически признали марокканской Западную Сахару. Алжир же считает, что эта территория незаконно оккупирована. Алжирский МИД называл Западную Сахару даже «последней колонией в Африке». Итогом длительных препирательств с требованиями извинений и покаяний стало то, что европейских союзников у Алжира оказалось мало. Правда, подсуетилась Италия – премьер-министр Джорджия Мелони не упустила возможность наладить экономическое сотрудничество с богатой углеводородами страной. Алжирские нефть и газ все-таки сыграли свою, так сказать, миротворческую роль. Из-за них, а также из-за необходимости сотрудничать в борьбе с нелегальной миграцией Франция и Испания отношения со страной попытались наладить. Алжирские послы вернулись в Мадрид и Париж. А 6 апреля 2025 года глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро провел встречу с президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном, где стороны договорились о полном восстановлении отношений. Вот на этом фоне и произошел инцидент с беспилотником.
- Комментарии