Главная премьера осени: в РУСДРАМе показали спектакль «Отцы и дети»


Главная премьера осени: в РУСДРАМе показали спектакль «Отцы и дети»
/Алексей Шамба, Аманда Гунба/ Премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети» прошла в Государственном русском театре драмы имени Ф. Искандера в пятницу, 8 ноября.

Известная история о конфликте поколений в интерпретации режиссера Егора Равинского   получилась искренней и содержательной. Глубокая, почти лабораторная проработка образов и отношений между ними, ясная динамика развития событий, оправданность каждой мизансцены позволили максимально вникнуть в особенности характеров героев и понять их мотивы. Не все, конечно, но многие из них.

Спектакль РУСДРАМа «Отцы и дети» – это не «вещь в себе» и не шоу с раскрученным названием, рассчитанное привлечь внимание с помощью эффектных приемов сценографии. Это тихая классика, которая предлагает в режиме реального времени задуматься о самом главном – о любви, семье и счастье.

Попробуем разобраться, каким образом режиссеру и актерам удалось выстроить со зрителями доверительный разговор. Анализ действий самых главных героев оставим на конец статьи, чтобы они появились уже в определенной атмосфере.  

Глубокая проработка образов

Личность каждого образа показана с нескольких психологических ракурсов и в разных обстоятельствах, что дало зрителям возможность составить собственное мнение о каждом персонаже без привычных клише. Например, образ Николая Кирсанова в исполнении заслуженного артиста Абхазии Рубена Депеляна раскрылся не сразу. Сначала мягкость и ранимость, постоянные сомнения и размышления о смене поколений. Кажется, что он просто пытается всем угодить, лишь бы не было скандала, но позже, в сцене у пианино, когда он перестает себя сдерживать и рыдает, в этом чувствуется его своеобразное мужество.

Заслуженный артист Абхазии Кирилл Шишкин, исполняющий роль Павла Кирсанова, создал образ аристократа, чьи консервативные взгляды сталкиваются с новыми веяниями времени. Примерно такими словами описывается этот герой в школьных учебниках по литературе. Однако, на самом деле, этот персонаж удивительно пластичен. Да, в начале он сопротивляется, испытывая внутренний конфликт из-за возможной трансформации старого уклада, но его нельзя назвать «живым символом уходящей эпохи». В нем есть благородство, смелость, умение принять ситуацию такой, какая она есть, но без рефлексии и стенаний.

Руслан Жиба в роли Аркадия Кирсанова сыграл искреннего молодого человека, который на протяжении всего спектакля тоже проходит через определенную трансформацию своих взглядов. Если сначала он при Базарове даже стесняется обнять родного отца, то позже, когда влюбляется в Катерину Локтеву, вместо всего напускного и поверхностного появляются искренняя нежность, трепетность, а также смелость, чтобы открыто заявить о своих чувствах. Важно отметить, что эти изменения - результат самостоятельного поиска Аркадием своего пути.

Испытание любовью

Лана Гергия в роли Фенечки добавила в спектакль не только нотки нежности и романтики. Ее персонаж раскрыл особенности чувств к ней братьев Кирсановых, подчеркнув их разные подходы и личностные особенности.

Николай Кирсанов испытывает к Фенечке искреннюю и глубокую привязанность. Его чувства к ней трогательные и искренние. Их связь основана на уважении и взаимопонимании, и Николай готов защищать их любовь, несмотря на возможные осуждения со стороны общества или близких, что тоже является проявлением силы этого героя.

В чувствах же Павла Петровича есть некие  настороженность и предвзятость, связанные   с его внутренними конфликтами и предрассудками. Он – приверженец аристократических устоев и традиций, и его отношение к Фенечке отражает его борьбу с собственными представлениями о чести и достоинстве. Этот конфликт раскрывает и  делает персонаж более противоречивым, но искренним.

Связующие звенья

Игра Леона Гвинджия в ролях слуги Кирсановых Петра и Виктора Ситникова заслуживает особого внимания. С первых же секунд его появления на сцене зритель погружается в атмосферу неподдельного комизма и легкости. Леон умело использует свой актерский арсенал, чтобы с юмором подчеркнуть  особенности каждого из своих героев.

В образе Петра, слуги Кирсановых, он показывает великолепное владение пластикой и мимикой, создавая персонажа, который вызывает искреннюю симпатию и неоднократные улыбки у зрителей. Несмотря на то, что роль Петра не является центральной, Леону удается превратить ее в запоминающийся элемент постановки благодаря необычной харизме и точному чувству темпа.

Образ Ситникова, напротив, предлагает актеру возможность раскрыть свои таланты в другом направлении - здесь он балансирует на грани сатиры и карикатурности. Гвинджия превращает Ситникова в гротескный символ пустословия и претенциозности, что заставляет зрителей каждый раз ждать с нетерпением его появления.

Во втором акте спектакля зрители знакомятся с семьей Базарова. Родители Евгения, роли которых исполнили заслуженный артист Абхазии Джамбул Жордания и актриса Екатерина Барышева (она, кстати, также исполняет роль Кукшиной), демонстрируют их простоту, искреннюю заботу и трепетную привязанность к сыну. Сцены с их участием наглядно подчеркивают контраст между нигилистическими взглядами Базарова и традиционными ценностями его семьи.

Евгений Базаров

Главная роль в спектакле воплощена на сцене Эмилем Петровым. Если говорить абстрактно, он сумел передать сложный образ с удивительной глубиной и многогранностью. Попробуем конкретизировать.

Именно этот герой подвергся максимальному воздействию обстоятельств. Сила, дерзость, уверенность в себе и в своих убеждениях в начале спектакля сразу приковывают взгляды зрителей. Его бунтарство и цинизм, особенно форма их проявления, совершенно заслуженно вызывают открытое отторжение у Павла Петровича, но дальше начинается слом. Уверенность хмурого романтика выглядит относительно естественно, когда речь идет о науках, традициях, работе, но как только начинаются рациональные размышления о чувствах, герой постепенно теряет почву под ногами.

Конечно, Базаров отчаянно сопротивляется.  Именно на этой стадии поведение героя может вызвать некоторое отторжение.  Здесь важно понять, что его цинизм и хамство – это не поза, а скорее защитная реакция, судорожные попытки соответствовать первоначальному образу, который отрицает привычные человеческие ценности. Эмиль тонко сыграл удивление Базарова тем, что идти против природы обычных чувств чревато, а смешное может быстро превратиться в страшное. 

Страсть, которую он испытал к Анне Сергеевне, полностью изменила его позицию в жизни. В этот короткий, но самый насыщенный период, Евгений Базаров проявляет настоящие чувства в широкой гамме, в том числе и порочные.  Он едет к родителям, пытается переключиться на Фенечку, участвует в дуэли с Павлом Петровичем, объясняется с Одинцовой, оказывает помощь больным. В общем, уходит в разнос и погибает. Убежать от любви, которая была так близко, не удалось.  

Анна Одинцова

Пожалуй, по важности для спектакля эта роль Ирины Делба на одном уровне с Базаровым.  А как иначе? Какими качествами должна обладать женщина, одно появление которой способно так повлиять на главного героя? Просто аристократического шарма и загадочности для этой цели явно недостаточно, необходимо гармоническое сочетание ума, красоты и общих черт в судьбе, причем в строгой, почти математической пропорции. Не знаю, какие установки давал актрисе режиссер, но они попали строго в цель. После первого появления Анны Сергеевны стало ясно, что Евгений пропал.

Ирине удалось раскрыть внутреннюю силу и одновременно уязвимость своей героини, ее личностный надлом, стремление все контролировать и страх перед глубокими чувствами. Актриса очень естественно создала ощущение внутренней страсти и напряжения. У Базарова не было ни единого шанса остаться прежним, и он сразу это понял.  

Несколько акцентов

Спектакль «Отцы и дети» в постановке Егора Равинского не о смене общественных формаций, как часто заявлялось в советское время. Он про конкретных людей, про нас с вами. В образах на сцене показаны вневременные психологические типы, в которых можно легко узнать и попытаться принять себя таким, какой ты есть.  

В пьесе нет ответов на все вопросы, но есть неизмеримо большее – острое ощущение хрупкости всего, что создано с помощью искусственных конструкций. Это подчеркивается лаконичной сценографией и отсутствием в идее постановки каких-то элементов «нового прочтения».

Спектакль получился динамичным, но темпоритм умеренный, он позволяет зрителям осознавать происходящее на сцене, а актерам - гармонично существовать в своих образах.

В постановке не чувствуются строгие режиссерские границы, и есть потенциальный люфт для самостоятельного дыхания. Это важно для того, чтобы главная премьера осени начала в РУСДРАМе свою долгую и счастливую жизнь.

Источник:
23:08
63
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.