Ливия может стать для РФ запасным аэродромом

Ливия может стать для РФ запасным аэродромом
Российские грузовые самолеты с середины декабря прошлого года совершают полеты с базы Хмеймим (Сирия) в Ливию. Фото Reuters

Россия, вероятно, пытается укрепить позиции на юге Ливии, утверждает африканское издание Military Africa со ссылкой на спутниковые данные. В рамках этого процесса была начата модернизация южной авиабазы «Маатен аль-Сарра», которая находится на границе с Чадом и Суданом. С момента падения правительства во главе с Башаром Асадом среди политиков и экспертов укрепилась убежденность, что российская военная техника, базировавшаяся в Сирии, получит новое применение в бывшей Джамахирии. Ливию рассматривают как важный пункт для снабжения стран Сахеля.

Ливия становится для Москвы альтернативной Сирии военной площадкой, сообщил портал Military Africa со ссылкой на изученные спутниковые данные.

По его оценкам, на юге бывшей Джамахирии происходит расширение некогда заброшенной авиабазы «Маатен аль-Сарра».

Модернизация инфраструктуры этого объекта включает в себя восстановление взлетно-посадочных полос и ангаров, отмечает Military Africa. По его мнению, база, вероятно, поможет усилить транспортное сообщение с такими странами, как Мали и Буркина-Фасо, а предполагаемое расширение является итогом договоренностей между Россией и командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифой Хафтаром, чьи силы контролируют восток страны.

«Ситуация вокруг «Маатен аль-Сарра» – это не просто очередная реконструкция авиабазы, это перестановка Россией своих фигур в Африке, – выразил уверенность в беседе с изданием «Аль-Араби аль-Джадид» директор Института Садека в Триполи Анас аль-Гомати. – Они стремительно развивают это стратегическое местоположение вблизи границ Чада и Судана». Впрочем, по словам ливийского политолога, речь не идет о замене Сирии. «Речь идет о формировании чего-то потенциально более ценного: новой сети влияния, простирающейся от Средиземноморья вглубь Африки», – отметил он. По предположению аль-Гомати, за безопасность «Маатен аль-Сарра» может отвечать один из сыновей командующего ЛНА – Саддам Хафтар.

Как утверждали ранее западные источники издания The Wall Street Journal (WSJ), именно в бывшую Джамахирию, возможно, были переброшены средства противовоздушной обороны, которые располагались на российских военных объектах в Сирии. Собеседники WSJ отмечают, что грузовые самолеты стали чаще курсировать между прибрежными провинциями Сирии, где находятся базы РФ, и североафриканской страной после 8 декабря, когда исламистские группировки взяли под тотальный контроль Дамаск. Разведывательные структуры в совместном штабе сирийских группировок на тот момент утверждали, что через средиземноморский транспортный коридор Сирию могли покинуть офицеры высшего звена асадовских вооруженных сил.

Тем не менее слухи о потере Россией своих ключевых объектов в Сирии не находят подтверждения. Состоявшийся на минувшей неделе визит российской делегации в Дамаск для переговоров с временным лидером Ахмедом аль-Шараа выявил, что новые власти не против сохранить статус-кво пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России в Тартусе и авиабазы Хмеймим. Правда, у них есть условия. Из заявления Дамаска следует, что российской стороне предложили «восстанавливать отношения с сирийским народом посредством конкретных мер, таких как компенсации и помощь в реконструкции». Ряд западных и арабских изданий сообщил, что, помимо всего, речь идет о выдаче Асада и возвращении на родину всех его активов.

Параллели с Ливией в этой ситуации напрашиваются сами собой. Халифу Хафтара нередко сравнивали с Асадом, а пять лет назад асадовское правительство даже решило открыть у себя дипломатическое представительство восточно-ливийских властей, что стало первым актом международного признания для той части бывшей Джамахирии, которую контролирует ЛНА. Ливия по-прежнему разделена на два конфликтующих лагеря.

В Ливии официально действует «Африканский корпус» – отдельная структура в составе Вооруженных сил РФ. Задачи по его комплектованию в этой стране выполнены в конце 2023 года, сообщали источники новостного агентства «Африканская инициатива» (АИ) в Минобороны РФ. Параллельно они уточняли, что подразделения «Африканского корпуса» контролируют большую часть береговой линии бывшей Джамахирии: от района Джафара возле Триполи – на западе, до военной базы Харуба – на востоке, включая город Сирт в центральной части. Вместе с тем АИ обращала внимание на то, что географические характеристики Ливии вполне дают возможность сформировать устойчивий коридор между государствами Сахеля и Средиземным морем.

Из стран сахельской «тройки» на помощь «Африканского корпуса» опирается Буркина-Фасо: первая группа российских специалистов была дислоцирована там год назад. С ним же активно взаимодействует и Нигер. Что касается Мали, то официальное развертывание «Африканского корпуса» ожидается в этой сахельской стране в ближайшее время, если верить африканским порталам. После падения Дамаска они распространили версию о возможной переброске в Мали той бронетехники, которая находилась на сирийской территории.

«Ливия занимает очень выгодное географическое положение как с точки зрения действий в Средиземноморье, так и с точки зрения открытия «ворот» в страны Сахеля, – заявил в разговоре с «НГ» старший научный сотрудник российского Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин. – Через Ливию и ранее уже шла часть транзитных грузов. При этом если по поводу баз в Сирии договориться не получится, то важность Ливии возрастает еще больше».

21:36
11
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.