Использование искусственного интеллекта на войне пытаются ввести в правовые рамки
По мере развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) ширятся и требования ввести регулирующие их правовые нормы. Площадку для обсуждения данной темы с участием представителей государственных структур, общественных организаций и ученых из десятков стран предоставила Южная Корея. Здесь, в Сеуле, начал свою работу двухдневный Саммит по ответственному использованию искусственного интеллекта в военной сфере (The Summit on Responsible Artificial Intelligence in the Military Domain, REAIM). Правда, выступавшие на этом мероприятии выражали большие сомнения в том, что право в данном случае успеет за быстро развивающимися технологиями.
Нынешний форум – второй. Первый прошел в Нидерландах 15–16 февраля 2023 года и, в общем-то, оказался безрезультатным. Он завершился принятием декларации «Призыв к действию», где, по сути, лишь говорилось о необходимости выработать соответствующие правовые нормы. Мировому сообществу было предложено лучше изучать потенциальные опасные последствия использования ИИ на поле боя.
Поэтому организаторы второго саммита подчеркивали, что цель нынешнего мероприятия – не просто обсудить применение искусственного интеллекта в военной сфере, но и выработать конкретные рекомендации по данной теме. Например, касающиеся механизмов предотвращения случаев, когда ИИ сам, без надлежащего контроля человека, будет принимать решение о применении оружия. О том, что такая опасность реальна, говорил выступавший на открытии мероприятия министр иностранных дел Южной Кореи Чо Тхэ Ёль.
С приветственным словом перед участниками саммита выступил министр обороны Южной Кореи Ким Ён Хён. Именно он первым на данной встрече заговорил о том, что ИИ используется в нынешнем российско-украинском конфликте. «В результате оперативные возможности вооруженных сил значительно улучшаются. Однако это похоже на палку о двух концах», – отметил Ким Ён Хён.
Действительно, нынешние боевые действия войдут в историю как первые за все время существования человечества, в которых используются технологии ИИ. Сведений об этом в отрытых источниках более чем достаточно. Можно вспомнить в этой связи, например, статью в британской The Telegraph, вышедшую этой весной. В ней рассказывается об ударных беспилотниках с ИИ, которые поступают на вооружение Украины благодаря западной коалиции по разработке дронов, возглавляемой Великобританией.
Кстати, существенную поддержку в организации нынешнего саммита оказала британская сторона. Лондон в целом уделяет контролю над ИИ повышенное внимание. Так, именно в Соединенном Королевстве в ноябре прошлого года прошла крупная международная конференция, в которой участвовали генсек ООН Антониу Гутерриш, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, предприниматель Илон Маск, глава OpenAI Сэм Альтман и вице-президент и кандидат в президенты США Камала Харрис. На Даунинг-стрит еще при власти тори заявили о создании рабочей группы по исследованию ИИ и финансировании ее деятельности на 120 млн долл. (см. «НГ» от 02.11.23). В проведении саммита Южной Корее помогали также Сингапур, Кения и Нидерланды. Последние две активно участвуют в так называемом формате «Рамштайн» – объединении стран, оказывающих помощь Украине. Неудивительно, что представители РФ в саммите не участвовали.
Встречи, подобные сеульской, несмотря на кажущуюся неважность, могут заложить основу будущих обсуждений, когда речь зайдет уже о конкретных межгосударственных договоренностях со взятием на себя конкретных обязательств. То, что время для этого скоро придет, показывают недавние события. На днях Соединенные Штаты, Евросоюз и Великобритания подписали Рамочную конвенцию Совета Европы об искусственном интеллекте и правах человека, демократии и верховенстве права. Документ разрабатывали два года при участии ряда стран, включая Канаду, Японию, Израиль и Австралию. Британский министр по делам науки, инноваций и технологий Питер Кайл заявил, что это первый в мире крупный международный договор подобного рода. Договор направлен в том числе на защиту неприкосновенности частной жизни. «Это важный шаг к тому, чтобы обеспечить использование новых технологий без подрыва наших ценностей, таких как права человека и верховенство закона», – отметила в этой связи министр юстиции Великобритании Шабана Махмуд.
- Комментарии