Российская разведка рассчитывает на молчание Дурова
Дело российского миллиардера по-прежнему остается одной из главных новостей мировой политики. В среду, 28 августа, истекает срок ареста (а точнее, задержания) владельца Telegram Павла Дурова. Он должен предстать перед судьей, который и вынесет решение о его дальнейшей судьбе.
Вариантов тут два: если доказательства, собранные следствием, будут признаны достаточными для предъявления обвинения, Дурова либо отпустят под залог, либо переведут в один из «арестантских домов» (maisons d’arrêt) – примерный аналог российских следственных изоляторов. Если же не будут – он выйдет на свободу, дав тем самым обильную пищу для размышлений и домыслов о том, чего в обмен добились от него французские силовики. Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, видимо, счел ситуацию настолько серьезной, что решил публично высказаться о перспективе разглашения чувствительной информации, которой, конечно, располагает Дуров. «Я очень рассчитываю, что он этого не допустит», – сказал Нарышкин.
На вторник Дуров, по данным французских СМИ, находился в здании Национального управления по борьбе с мошенничеством (L’Office national antifraude, ONAF), что в парижском пригороде Иври-сюр-Сен. Согласно распространенному в понедельник заявлению, которое подписала прокурор Парижа Лор Беккюо, ONAF – одно из ведомств, ведущих следствие по делу Telegram. Оно относится к полиции. Судя по заявлению Беккюо, расследованием также занимается С3N – Центр по борьбе с цифровой преступностью. А это уже жандармерия, то есть структура, подчиняющаяся не только МВД, но и Министерству обороны. Значит к Дурову помимо прокуратуры и судебных следователей проявляют интерес и французские военные.
Содержательная часть заявления Беккюо, которая, казалось, должна была прояснить широкой публике многое в данном деле, оказалась сравнительно бедной. Там указано лишь, что начато расследование против неких лиц «из числа руководителей» Telegram и что в нем фигурируют обвинения в 12 преступлениях. Это отказ сотрудничать с правоохранительными органами в деле «разрешенного законом прослушивания»; соучастие в хранении и распространении детской порнографии; соучастие в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков; соучастие в хакерских атаках и мошенничестве, совершаемом организованной группой; соучастие в отмывании преступных доходов; три обвинения, связанные с нарушениями французских законов о шифровании данных; «коллективный сговор с целью совершения преступления или правонарушения, наказуемого не менее чем годом лишения свободы».
Отдельного внимания заслуживает обвинение, поставленное в заявлении на первое место, – «соучастие в администрировании онлайн-платформы с целью осуществления незаконных транзакций организованной группой». Оно касается поправки во французский Уголовный кодекс (УК), действующей с февраля этого года. В том месяце в ЕС вступил в силу Закон о цифровых услугах. Он предусматривает, что владельцы онлайн-платформ должны защищать пользователей от нелегального контента. Если Дурова оправдают по этому обвинению (соответствующая статья УК Франции предусматривает наказание на срок до 10 лет лишения свободы), то и остальные придется снять. Тогда прочие владельцы популярных соцсетей (Марк Цукерберг, Илон Маск и другие) вздохнут свободнее. Раз будет в судебном порядке признано, что владелец мессенджера не является соучастником преступных действий, совершенных с помощью этого мессенджера, это станет важнейшим юридическим прецедентом. Пока же о злоключениях владельца Telegram высказываются госслужащие разных стран. Так, во вторник свои консульские услуги ему предложили ОАЭ. Один из четырех паспортов, которые есть у Дурова, – от этого государства. Правда, на момент подписания номера нет сведений о том, что с ним общался консул ОАЭ. Представителям российского посольства, напомним, с Дуровым встретиться так и не удалось.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил во вторник на брифинге, что обвинения против владельца Telegram требуют серьезной доказательной базы. «В противном случае налицо – прямая попытка ограничения свободы коммуникаций и, можно сказать, даже прямого запугивания руководителя крупной компании», – сказал он. Песков также назвал «полной глупостью» появившиеся сообщения, будто бы чиновникам Кремля настоятельно рекомендовали удалить свою переписку в Telegram. «Госслужащие, по идее, не должны использовать в служебных целях мессенджеры. Ни один мессенджер не является надежным с точки зрения информационной безопасности – и Telegram тоже», – отметил пресс-секретарь президента. Нелишне напомнить, что с марта 2023 года в РФ вступили в силу поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Ими вводится запрет на использование некоторыми юридическими лицами определенных мессенджеров. В число запрещенного, как разъяснял Роскомнадзор, по состоянию на 1 марта 2023 года входил и Telegram. Во Франции, кстати, такого запрета нет. Поэтому Telegram-каналы имеются у многих французских чиновников. Например, у президента Франции Эмманюэля Макрона.
- Комментарии