Белый дом собирается сдерживать Москву, Пекин и Пхеньян одновременно
Китай обеспокоен новой ядерной стратегией, которую, если верить американским СМИ, одобрил президент США Джозеф Байден. В документе «Руководство по планированию применения ядерного оружия», принятом, как утверждают журналисты, еще в марте, акцентируется внимание на угрозе, которую могут представлять Соединенным Штатам скоординированные действия КНР, России и Северной Кореи. Причем из всех трех Вашингтон якобы больше беспокоит именно Пекин. Китайский МИД поспешил выразить свое недовольство, даже несмотря на то что официально Белый дом не подтвердил, хотя и не опроверг эту информацию.
Новость о том, что Байден еще в марте утвердил ядерную стратегию, сообщила, газета The New York Times. Она, в частности, ссылается на представителя Совета по национальной безопасности США Шона Саветта. Он подтвердил газете, что эта администрация, как и четыре других до нее, подготовила такой документ. «Хотя его текст засекречен, его существование ни в коем случае не является секретом», – сказал он. По данным газеты, незасекреченная часть стратегии поступит в Конгресс до истечения каденции Байдена – то есть до конца января 2025 года. Некоторые сведения о ней известны уже сейчас. Ссылаясь на директора по вопросам нераспространения Совета по национальной безопасности США Праная Вади, The New York Times сообщает, что в стратегии подчеркивается необходимость одновременно сдерживать Россию, Китай и Северную Корею – три страны, обладающие ядерным оружием и проводящие враждебную Америке политику.
Особенное беспокойство в Белом доме вызывает Китай. КНР не присоединилась ни к одному соглашению по ограничению и контролю производства ядерного оружия. Поэтому информация о размере ядерных арсеналов страны оценочная.
В опубликованном в июне годовом докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) говорится о том, что на вооружении КНР находится примерно 500 ядерных боеголовок. Это меньше, чем у России и США, что Белый дом не успокаивает. По оценке, которую публиковал Пентагон, при существующих темпах производства Китай выйдет на уровень 1000 боеголовок уже через пять лет.
«США раскручивают нарратив о ядерной угрозе со стороны Китая, находя оправдание для получения стратегического преимущества», – цитирует Reuters некоего неназванного представителя МИД КНР, который в интервью этому агентству прокомментировал публикацию The New York Times. Китайский дипломат подчеркивает, что в последние годы «Соединенные Штаты постоянно раздували теорию так называемой ядерной угрозы» со стороны Китая. Новая ядерная стратегия, утверждает он, является частью этого раздувания.
В свою очередь, американские чиновники настаивают на том, что речь не идет об антикитайском решении. Так, Саветт заверил The New York Times, что ядерная стратегия – это вообще не ответ на какую-либо угрозу, а рутинный документ, каждый раз меняющийся при новой администрации Белого дома.
Правда, и прошлые стратегии (первая из них была принята в 1991 году) никак нельзя назвать безадресными. Это касается даже самой «вегетарианской» из них, принятой в 2010 году. Тогда администрация Барака Обамы пересматривала в том числе внешнеполитическое наследие республиканской команды Джорджа Буша-младшего. В отношениях США и РФ царила «перезагрузка», а экономическое и политическое усиление Китая еще не рассматривалось в Вашингтоне как угроза. В стратегии было прописано, что ядерное оружие может быть использовано США только в самых крайних случаях – при непосредственной атаке американской территории. Тем не менее и в то время Белый дом четко указывал, кого опасается. В заявлениях американских чиновников не скрывалось, что американское ядерное сдерживание направлено против конкретных стран – Северной Кореи и Ирана.
Теперь же, если верить публикации The New York Times, США иранский фактор со счетов списали. С точки зрения Белого дома, ядерная программа Тегерана – это хоть и угроза, но пока гипотетическая. Зато в американской стратегии якобы впервые прописано, что, возможно, придется сдерживать с помощью ядерных арсеналов три страны сразу – Китай, КНДР и Россию.
Напрашивается предположение, что утечка информации об этом была допущена Белым домом специально, в информационно-пропагандистских целях. В связи с этим следует вспомнить июньское интервью генсека НАТО Йенса Столтенберга, данное газете The Telegraph. В нем он сообщил, что страны альянса проводят консультации относительно изъятия ядерных ракет из хранилищ и их перевода на боевое дежурство (см. «НГ» от 17.06.24). Столтенберг тоже упоминал Россию, Северную Корею и Китай в качестве источника угрозы для «свободного мира» и новую тактику информационного воздействия, взятую на вооружение альянсом, которую он назвал «новой прозрачностью». Имелось в виду напоминание о том, что у стран НАТО тоже есть ядерное оружие и они могут его, пусть и при крайних, исключительных обстоятельствах, но применить.
Возможно, сообщение о стратегии Байдена – это часть «новой прозрачности». Возникает вопрос, почему к этой тактике Белый дом решил обратиться именно сейчас. Но ответа на него американские чиновники не дают.
- Комментарии