Ждать ли России изменений от смены правительства во Франции
Эмманюэль Макрон будет вынужден уйти в отставку в случае политического кризиса в стране после внеочередных выборов в парламент, уверена лидер французских правых Марин Ле Пен.
«Когда наступает политическая блокада, политический кризис, есть три возможности: перестановки в правительстве, роспуск парламента или отставка президента, – заявила она. – Перестановки в текущих обстоятельствах вряд ли принесут пользу. Роспуск парламента только что произошел, больше это делать нельзя в течение года, поэтому президенту останется только уйти в отставку, чтобы потенциально выйти из политического кризиса». Сам Макрон ранее заверил, что не собирается уходить после выборов в Национальное собрание, какими бы ни были их результаты. 9 июня он заявил о роспуске нижней палаты парламента и проведении досрочных выборов.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что причиной послужило разгромное поражение макронистов на выборах в Европарламент, в ходе которых они смогли получить лишь 15,4% голосов, а оппозиционное «Национальное объединение» – вдвое больше. Но в чем логика? Зачем провоцировать новое поражение своей партии (в том, что все будет именно так, никто не сомневается), не проще ли попытаться изменить ситуацию к очередным выборам?
Во-первых, это можно использовать как политический шантаж избирателя: если не я, то к власти придут ультраправые, выиграв парламентские выборы, выиграют и президентские. На этом Макрон выезжал в ходе обеих своих президентских кампаний, когда избирателей пугала перспектива прихода к власти Марин Ле Пен. То же было в 2002 году, когда Жаку Шираку оппонировал Жан-Мари Ле Пен.
Во-вторых, большинство экспертов категоричны: изменить ситуацию Макрону, равно как и кому бы то ни было еще, нереально в обозримой перспективе. Поэтому вполне логичным выглядит намерение привести оппозицию к власти, чтобы повесить на нее ответственность за все провалы, а потом на этом фоне выиграть главные выборы – президентские в 2027 году. Не Макрону, конечно, он свое отработал, а его преемнику.
К слову, и этот прием достаточно известен в политической практике Франции. Так, Франсуа Миттеран в 1988 году распустил парламент, сделав премьер-министром Жака Ширака, чтобы ослабить его рейтинг и самому опять избраться президентом. А Ширак, возглавив страну, в 1997-м повторил этот прием против Лионеля Жоспена. Сработает ли схема снова?
Ситуация располагает к этому. Перед Францией стоят серьезные вызовы – серьезные проблемы с бюджетом и безопасностью. В целом ситуация оценивается хуже той, что сложилась накануне президентских выборов 2022 года, когда Ле Пен имела отличные шансы победить Макрона и неожиданно высокий результат показал ультралевый Жан-Люк Меланшон. Ко всем имеющимся и так и не решенным Макроном проблемам добавился украинский кризис, в который президент активно пытается втянуть страну. Французы недовольны поддержкой, которую Париж оказывает Киеву в ущерб собственным гражданам, но еще больше – перспективой вовлечения в войну с Россией, которая многими в Европе уже воспринимается неизбежной.
При этом надо понимать, что никаких серьезных изменений в случае, если правые выиграют парламентские выборы, а премьером станет Марин Ле Пен или нынешний глава ее партии Жордан Барделла, ждать не стоит.
Гипотетическое правое правительство будет связано как минимум тремя факторами. Во-первых, президентом все же остается Макрон. Франция хоть и является президентско-парламентской республикой, без учета мнения президента правительство не сможет реализовывать свои решения. Возникнет ситуация «лебедь, рак и щука», что приведет к политической турбулентности, а это на руку Макрону, который попытается спихнуть ответственность на правительство.
Второй сдерживающий фактор – это ЕС и НАТО, членами которых Франция является, а значит, не может не оглядываться на мнение Брюсселя и Вашингтона. В свое время Ле Пен даже выступала за выход из НАТО и ЕС, однако это не более чем политический популизм, и даже в случае прихода к власти ей бы просто не позволили провести референдум по этим вопросам. К слову, эти обещания лидером «Национального объединения» были даны накануне выборов 2017 года. А уже в 2022-м Ле Пен говорила, что выход страны из Евросоюза не цель ее политики и что она лишь хочет, чтобы ЕС эволюционировал.
Здесь сыграл роль и третий фактор – мнение избирателей, большинство из которых не готовы к радикальным шагам, таким как выход из ЕС и НАТО и пересмотр отношений с Россией. Тут не стоит тешить себя иллюзиями, и правые это понимают и уже сами испугались собственного радикализма.
Недавно с сайта «Национального объединения» убрали все упоминания о нормализации с Россией. В частности, один из 17 программных буклетов предвыборной кампании Ле Пен 2022 года, где предлагалось «искать союза с Россией по определенным вопросам» и одновременно «дистанцироваться от Вашингтона, который не всегда ведет себя как союзник Франции».
А Барделла накануне поддержал поставки в Украину боеприпасов. При этом он выступил против передачи Киеву вооружений, которые могут привести к эскалации, и тем более отправки войск. То есть это попытка быть большим «голубем», чем Макрон, но меньшим радикалом, чем еще недавно была его партия.
Иными словами, России даже в случае победы правых на выборах ничего хорошего ждать не стоит. И да, правительство «Национального объединения» еще не выглядит решенным вопросом. Опросы показывают, что партия может получить около 250 мест (вместо нынешних 89), но это не «контрольный пакет», а возможности формирования коалиции у макронистов куда больше, чем у правых.
Так или иначе, даже если у них все получится, для России это не изменит ничего. Тем более что внешняя политика все же больше прерогатива президента. И в случае поражения на парламентских выборах именно на внешней политике Макрон сосредоточится больше: продолжит всемерно помогать Украине и выдавливать Россию из Закавказья, вооружая Армению.
- Комментарии