Аргентинский президент приступил к "шоковой терапии"
В Аргентине разгорелись протесты, после того как Сенат (Верхняя палата) парламента страны одобрил пакет реформ, предложенный президентом Хавьером Милеем. Общая цель принятого законопроекта заключается в том, чтобы дерегулировать аргентинскую экономику. Таким образом, официально дан старт системным радикальным преобразованиям, необходимость которых Милей отстаивает с момента своего избрания.
Бурное обсуждение законопроекта заняло без малого 11 часов. Мнения сенаторов разделились поровну: 36 против, 36 – за. Решающий голос отдала спикер Виктория Вильяруэль, также являющаяся вице-президентом страны. «Автобусный закон» (так его прозвали из-за содержащихся в нем мер, касающихся общественного транспорта) утвердили не окончательно. Во-первых, отдельные его пункты будут доработаны в соответствии с рекомендациями законодателей, во-вторых, закон еще не утвержден Палатой депутатов. Однако в целом речь идет о довольно крупной победе президента страны, который раз за разом продвигает свои инициативы, не обращая внимания на недовольство влиятельных в стране левых.
Законопроект принят со второй попытки. Первая была в декабре и окончилась неудачей. Из-за противодействия депутатов документ был отозван в феврале. Новая версия законопроекта содержала не 600, а 238 статей. В нем есть пункты о приватизации ряда госкомпаний, о налоговой амнистии, привлечении инвестиций и реформе трудового законодательства, значительно сокращающей полномочия профсоюзов и трудовых коллективов и усиливающей власть работодателей. А главное – президент получает ряд особых полномочий: многие экономические решения он может проводить без согласования с парламентом, своими указами.
«Принятый закон, конечно, нужен. Ослабление чрезмерного контроля государства над экономикой необходимо. Но вместе с тем и критиков закона тоже можно понять. Достаточно сказать, что он дает огромные преимущества иностранцам: они смогут спокойно вести дела в стране, вывозить деньги и при этом не платить массу налогов, которые платят граждане страны. Милей идет на эту меру, чтобы привлечь иностранные инвестиции, которые Аргентине крайне нужны», – сказал «НГ» главный научный сотрудник Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Андрей Щелчков.
Вместе с тем главного элемента «шоковой терапии» Милей все-таки боится. Речь идет о дерегуляции валютного рынка. Пунктов, касающихся этой темы, в законе нет.
Щелчков подчеркнул, что иностранных вливаний в экономику добиться сложно во многом именно из-за того, что государство не хочет отказываться от мер жесткого регулирования валютного рынка. Инвесторы не хотят связываться с падающей национальной валютой – песо, которую по официальному невыгодному курсу придется переводить в доллары. «Валютный контроль не дает оздоровить экономику. Из-за него инвестировать не могут сами аргентинцы. А инвестиции и вообще перемены нужны. Безработица и так достигает двузначных цифр, а президент намерен еще и сократить 75 тыс. госслужащих. Экономика сокращается, не развивается промышленность. Страдает и малый бизнес: из-за действующего законодательства работников уволить легко нельзя, проще закрыть дело», – констатирует эксперт.
Налог на валютные операции позволяет казне пополняться, но он же мешает свободно обменивать валюту и легко проводить финансовые операции. За счет других налоговых льгот правительство хочет привлечь иностранный капитал к добыче лития, меди и природного газа. Инфляция снизилась до 7% в месяц. Это большая заслуга, однако цены все равно растут. Милей сохраняет профицит бюджета, но делает это большой ценой.
Сенат принял свое решение в среду, а в четверг Милей отправился на саммит «большой семерки» в Италию. Тем временем в Буэнос-Айресе бушевали страсти. Уже к моменту голосования в Сенате на улицах столицы было неспокойно. Полиция применила слезоточивый газ, от последствий которого пострадали, в частности, пятеро депутатов-перонистов, утверждает France24. В четверг в городе шел многотысячный, отнюдь не мирный митинг. Протестующие жгли автомобили. Задержано более 30 человек.
Администрация Милея, не особо разбираясь, назвала протестующих «группой террористов», пытающейся совершить государственный переворот. А вышедшие на улицы недовольные аргентинцы утверждают, что глава государства пытается «продать» их страну.
Другое дело, что и продать подобный «актив» при всем желании непросто. Аргентина балансирует на грани очередного дефолта, население предпочитает хранить сбережения в долларах. Словом, состояние экономики такое, что перемен хотят все. Этим и объясняется относительно высокий рейтинг Милея. И все же единства нет даже в рядах его сторонников. Часть сил правящей коалиции выступили вместе с оппозицией, проголосовав за закон о новом начислении пенсий, практически назло Милею. «Это сделано с целью воодушевить пенсионеров, учитывая то, что в следующем году будут выборы в Конгресс. Но реального повышения пенсий ждать не приходится. А вот президенту, который чего только не обещал сделать с союзниками по коалиции, это неприятно», – говорит Щелчков.
- Комментарии