Между Москвой и Анкарой встали американские санкции

Между Москвой и Анкарой встали американские санкции
В план визита в РФ министра иностранных дел Турции Хакана Фидана (второй слева) вошли и двусторонние переговоры в Москве. Фото со страницы МИД Турции в социальной сети Х (Twitter)

Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан прибыл в Россию для участия в министерской встрече БРИКС+. Важным контекстом его поездки стали трения, вырисовывающиеся в отношениях между Москвой и Анкарой. На эти кризисные симптомы недавно указал президент Владимир Путин, который заявил: нацеленность экономической команды Реджепа Тайипа Эрдогана на привлечение ресурсов из западных финансовых институтов может нанести ущерб российско-турецким связям. По словам экспертов, Москву насторожила готовность турецкой стороны к ограничениям в банковской сфере.

Основным пунктом в графике Фидана стала министерская встреча глав МИД БРИКС+ в Нижнем Новгороде. Вместе с тем в план поездки вошли и двусторонние переговоры в Москве.

После визита в Россию министр должен сопровождать Эрдогана на саммите «семерки», который состоится 13–15 июня в Италии. Затем Фидан будет представлять турецкую сторону на конференции по Украине, которая стартует 15 июня в швейцарском курорте Бюргеншток.

Фидан прибыл в Россию на фоне заметных трений. Их признаком стали высказывания Путина, сделанные на встрече с главами ведущих информагентств в Санкт-Петербурге. «Мне кажется, что экономический блок правительства в Турции в последнее время делает упор на получение кредитов, инвестиций, на получение грантов из западных финансовых институтов. Наверное, это неплохо. Но если это связано с ограничениями торгово-экономических связей с Россией, то потерь для турецкой экономики будет больше, чем приобретений. На мой взгляд, такая угроза существует, – заметил российский лидер. – А макроэкономические показатели требуют пока особого внимания со стороны правительства Турции».

Отдельно Путин напомнил, что по некоторым направлениям Анкара сотрудничает с Киевом. «А Украина в это же время пытается нанести удары по газопроводам, по которым идет газ в Турцию, – заметил российский лидер. – Это не шутка, это не преувеличение никакое. Просто два беспилотника были подавлены системами РЭБ Российской армии и упали рядом с этой газоперекачивающей станцией на берегу Черного моря». Он добавил, обращаясь к журналистам: «Просто проинформируйте, пожалуйста, нашего друга президента Эрдогана о том, что происходит в реалиях. А корабли, которые охраняют эту газотранспортную систему, проложенную по дну Черного моря, постоянно подвергаются атакам этих беспилотных катеров».

Еще в марте газета «Хюрриет» сообщила, что Анкара договорилась с Вашингтоном о реализации «схемы соблюдения санкций» против Москвы. В частности, план призван исправить ситуацию, когда турецкие компании, подозреваемые в организации коммерческой деятельности с Россией или в финансовых отношениях с ее структурами, немедленно попадали в санкционные списки США. Согласованная сейчас схема предполагает, что Вашингтон будет информировать Анкару о компаниях, потенциально нарушающих санкции, и запрашивать данные об их сделках с российским бизнесом. Турция должна самостоятельно расследовать деятельность таких фирм и сообщать о результатах США, после чего последние примут свои меры.

Что касается экономической политики Турции, практическая реализация которой с прошлого года доверена главе Минфина Мехмету Шимшеку, то она все заметнее стала концентрироваться на привлечении горячих денег – краткосрочных капиталов, поток которых идет из-за рубежа, отмечает газета «Айдындык». По ее оценкам, при Шимшеке, которого принято считать «любимцем рынков» и политиком прозападной ориентации, зависимость Турции от блуждающего капитала существенно выросла. «Айдындык» обращает внимание на то, что объем привлеченных горячих денег, который в 2022 году насчитывал 15–20 млрд долл., вырос в конце мая этого года до уровня в 57 млрд долл. Издание считает, что страна попала в ловушку.

В разговоре с «НГ» востоковед Руслан Сулейманов согласился, что в отношениях между Турцией и Россией наблюдается определенное похолодание. Причем заметным признаком стало то, что Путин так и не совершил визит в Турцию. «Его ждали и в прошлом году, и в этом году, до выборов в России, и после выборов в России, после муниципальных выборов в Турции 31 марта, однако он так и не добрался до Турции. Очевидно, это не только потому, что там есть проблемы с графиками президентов. Недовольство Кремля вызывает тот факт, что Анкара действительно активно сотрудничает с западными странами», – полагает аналитик.

«Такие государства, как США, оказывают очень большое давление на прежде всего турецкие банки, – обращает внимание собеседник «НГ». – И после решения Джозефа Байдена ввести санкции против банков, которые сотрудничают с Россией, в декабре прошлого года, мы увидели, как с 1 января нынешнего года начались проблемы с переводом денег из России в Турцию и обратно. Турецкие банки просто не рискуют это делать, чтобы не попасть под санкции. Москву это тоже очень сильно тревожит. Несмотря на какие-то аккуратные заявления Дмитрия Пескова о том, что вопрос находится на контроле, несмотря на заверения турецких властей, что они разберутся, проблема так и не сдвинулась с мертвой точки».

Российский и турецкий бизнес страдает, падает объем товарооборота, и это беспокоит Москву, отмечает Сулейманов. «Кроме того, не будем забывать о том, что Турция по-прежнему активно продолжает продавать вооружение Украине, – заметил эксперт. – В Украине, в окрестностях Киева строится новый завод по производству беспилотников. Это тоже, очевидно, тревожит Кремль. Но Москва просто не в том положении, чтобы совсем открыто идти на конфликт с Турцией. Время от времени мы видим вот такую пока еще осторожную критику, как это было в случае с комментариями Путина на встрече с руководителями зарубежных информагентств на полях Петербургского международного экономического форума».

14:30
53
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.