Главный противник Турции обзавелся иранскими ракетами
Рабочая партия Курдистана (РПК), с которой Турция ведет затяжную войну на территории Сирии и Ирака, могла получить в свое распоряжение иранские ракеты 358 – зенитный барражирующий боеприпас, который дает возможность сбивать продвинутые беспилотники. Об улучшении своих возможностей в сфере борьбы с беспилотной авиацией структуры РПК намекали еще в мае, однако подробностей тогда не представили. Предполагаемая роль Тегерана в насыщении оружием курдских леворадикальных боевиков может создать проблемы в его и без того непростых отношениях с Анкарой.
О том, что РПК обзавелась ракетами 358, арабскому изданию The Middle East Eye (MEE) сообщил ряд источников. Один из собеседников портала рассказал, что поставками якобы занималась иранская сторона. Причем, согласно этим данным, передача арсенала курдской леворадикальной группировке происходила в течение последних двух лет по частям. Сборкой занимались члены РПК, которые, как предполагают источники MEE, сформировали специальную техническую группу по проблемам эксплуатации ракет. По их словам, представители РПК еще должны научиться управлять полученным вооружением, учитывая, что турецкие беспилотники, атакующие позиции курдских формирований в Сирии и Ираке, нередко летают на большой высоте.
Источники в турецких службах безопасности, разговаривавшие с MEE на условиях анонимности, обратили внимание на то, что Иран все сильнее укрепляет свои связи с РПК для противодействия интересам Турции и автономного региона Иракский Курдистан. По их словам, этот процесс сближения выходит за рамки привычных ситуативных контактов, которые имели место в прошлом. Другой турецкий источник MEE, знакомый с этой проблемой, подчеркнул, что службы безопасности республики внимательно наблюдают за действиями Ирана и «прокси-сил» в Ираке, подозревая их в попытках подорвать позиции Анкары, особенно в свете намерения президента Реджепа Тайипа Эрдогана сократить дистанцию с центральным правительством в Багдаде.
Информационные платформы РПК еще в мае сообщили, что у группировки теперь появилась возможность сбивать турецкие дроны, в том числе получивший известность в последние годы Bayraktar TB2. Верхушка РПК выступила тогда с утверждением, что с 2023 года ей при помощи нового вооружения удалось нейтрализовать 15 дронов, которыми пользуются в Сирии и Ираке как армия Турции, так и ее ключевая контрразведывательная служба – Национальная разведывательная организация (MIT). Ранее циркулировали предположения только о том, что в распоряжении одного из главных врагов Анкары есть только старые переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК), в числе которых некая модифицированная версия российской «Иглы».
Ракета 358, получившая свое название по присвоенному ей американскими специалистами индексу, уже засветилась в арсенале ливанской «Хезболлы» после начала полномасштабного конфликта в секторе Газа в октябре прошлого года. Причем как израильские, так и близкие к «партии Аллаха» издания сообщали, что таким снарядам удавалось поражать различные израильские беспилотники. Вместе с тем ракета 358 была обнаружена в последние годы и у йеменского движения «Ансар Аллах», имеющего прямую иранскую поддержку. В арсенале хуситов ракета получила название Saqr-1. Она была успешно апробирована против беспилотников арабской коалиции, которую возглавляла Саудовская Аравия в рамках своей йеменской кампании.
Анкара не раз обещала провести этим летом операцию в Сирии и Ираке. Причем раздражителем в последние месяцы стали сообщения о готовности контролирующей северо-восток Сирии курдской коалиции «Демократические силы Сирии» (ДСС) созвать муниципальные выборы. По данным газеты «Тюркие», турецкая сторона даже инициировала с Россией и Ираном переговоры о необходимости помешать планам ДСС. Анкара настаивала на необходимости «изменить и исправить сложившуюся ситуацию вокруг Идлиба, Тель-Рифаата и Манбиджа» – населенных пунктов, которые входят в зону активности курдских формирований в Сирии. Однако переговоры были заморожены из-за авиакатастрофы с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, пишет «Тюркие».
С учетом того, что идею муниципальных выборов не поддержали США – ключевой гарант безопасности северо-восточного региона, находящегося в конфронтации с Дамаском, курдская автономная администрация была вынуждена перенести проведение голосования с 11 июня на 8 августа. «Решение о переносе голосования принято по просьбе политических партий и альянсов, которые готовились принять участие в выборах, – говорится в официальном заявлении Высшей избирательной комиссии по поводу переноса. – Их кандидатам требуется дополнительное время для проведения избирательной кампании, кроме того, планируется, что на выборах будут присутствовать наблюдатели из международных организаций».
Остается только гадать, может ли это решение отсрочить проведение турецкой сухопутной операции в приграничных районах.
- Комментарии