Выборы в Иране ведут к перегруппировке "ястребов"
В Иране открылась регистрация кандидатов на внеочередные, 14-е президентские выборы. Дата их проведения назначена на 28 июня. Поиск потенциальных преемников Эбрахима Раиси, погибшего 19 мая в авиакатастрофе в Восточном Азербайджане, проходит в условиях, когда между Тегераном и Вашингтоном продолжаются опосредованные переговоры о возможном снятии западных санкций с Исламской Республики. Это официально подтвердил иранский МИД. Тем не менее на то, чтобы курировать это досье, претендуют разные группы влияния. И смерть Раиси обострила их конкуренцию.
Желающим побороться за пост президента дается пять дней на то, чтобы обратиться в Министерство внутренних дел и представить свою кандидатуру для участия в выборах.
Уже на следующей неделе все официально зарегистрированные претенденты будут рассматриваться регулирующим органом – Советом стражей на предмет соответствия их компетенций и квалификации необходимым обязанностям. Окончательный список тех, кто утвержден, огласят 11 июня. После его публикации у политиков будет около двух недель для организации и проведения предвыборной кампании. В случае если ни один из представленных кандидатов не наберет большинства голосов в первом туре 28 июня, предусмотрен запуск второго раунда 5 июля.
Как заявил глава избирательного штаба Мохаммад Таги Шахчераги, все компетентные структуры в Иране полностью готовы к регистрации желающих. «Благодаря опыту, который мы получили на парламентских выборах (голосование было организовано в марте этого года и проходило при беспрецедентно низкой, по неофициальным подсчетам, явке. – «НГ»), у нас сформирована необходимая инфраструктура, есть согласованность между действиями Министерства информационно-коммуникационных технологий и сил безопасности», – заметил чиновник, выступая в телеэфире. По его словам, профильные органы заинтересованы в том, чтобы обеспечить беспрепятственную преемственность президентской власти. Первые кандидаты, по данным местного телевидения, уже начали регистрироваться 30 мая.
На этом фоне растут споры, кто в меняющейся политической конфигурации может прибрать к рукам ответственность за переговоры с Западом по ядерному досье. Так, на неофициальном уровне появились сообщения, что опосредованный диалог, который ведется между Вашингтоном и Тегераном с целью возобновления соглашения по иранскому атому, был еще в марте поручен помощнику верховного лидера Али Шамхани, который занимался этим вопросом в эпоху экс-президента Хасана Рухани. По другой версии, переговоры по ядерной программе и разработка соответствующей политики по-прежнему делегированы Высшему совету национальной безопасности – в соответствии с решением о межведомственном разделении задач.
И.о. министра иностранных дел Исламской Республики Али Багери Кани проинформировал накануне, что обмен сообщениями между Тегераном и Вашингтоном «не прекратился и продолжается до сих пор», несмотря на гибель Раиси и министра иностранных дел Хосейна Амира-Абдоллахияна. При этом дипломат, комментируя слухи о борьбе за кураторство над американо-иранскими переговорами, заметил, что «ядерная деятельность продолжается под контролем Высшего совета национальной безопасности».
Вместе с тем нельзя не заметить, что Шамхани, и раньше считавшийся очень влиятельной фигурой в иранском истеблишменте, активно вышел в публичное поле.
Как считает аналитический центр Stratfor, близкий к американским спецслужбам, преемником Раиси, вероятно, станет еще один представитель консервативного режима. «Совет стражей все больше тасует колоду в пользу иранских консерваторов, дисквалифицируя значительное число реформистов на выборах и даже дисквалифицируя весьма уважаемых представителей режима, таких как Рухани, которому в марте этого года запретили участвовать в выборах в Ассамблею экспертов, – обращают внимание в Stratfor. – Совет стражей будет контролировать избирательный процесс еще более жестко, чем обычно, обеспечивая восхождение еще одного консервативного деятеля, разделяющего взгляды Раиси на региональную национальную безопасность».
Вашингтонский Институт Ближнего Востока (MEI), в свою очередь, отмечает: реформистские и умеренные фракции внутри иранской элиты еще надеются, что верховный лидер Ирана Али Хаменеи, который концентрирует в своих руках механизм принятия государственных решений, проявит доброжелательность по отношению к кандидатам, альтернативным лагерю «ястребов». «Но такие надежды скорее всего необоснованны. Хаменеи почти наверняка ограничит выборы состязанием между различными кандидатами, которые разделяют его идеологически жесткие исламистские взгляды на мир», – резюмирует исследовательский центр.
- Комментарии