Румыния и Болгария частично присоединяются к Шенгенской зоне
В последний день марта произошло историческое, для Болгарии и Румынии, событие: обе страны официально присоединились к Шенгенскому соглашению о безвизовом режиме. Их граждане спустя 17 лет после вступления в Евросоюз стали, наконец, обладать всеми правами, которые есть у членов ЕС. Вернее, станут: сейчас отменен пограничный контроль лишь при въезде и выезде воздушным и водным транспортом. Сухопутные границы Румынии и Болгарии с другими странами ЕС откроются только после решения Евросовета, которое непонятно когда будет принято. Что касается россиян, то теперь попасть в Румынию и Болгарию им скорее всего будет сложнее, чем ранее.
В воскресенье в Болгарии и Румынии прошли торжества в связи со вступлением в Шенген. Поздравила обе страны и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она назвала 31 марта «историческим моментом», датой завершения для Болгарии и Румынии трудного пути. Теперь из членов ЕС лишь два не входят в Шенгенскую зону: Кипр и Ирландия. Вторая отказалась от пребывания в единой зоне ради беспрепятственного сотрудничества с Северной Ирландией, входящей в состав Великобритании. При этом в Шенген входят страны и не состоящие в ЕС: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.
Комментарии в румынской и болгарской прессе менее восторженны. Там отмечают лишь, что пройдено самое трудное препятствие: противодействие Австрии. Именно эта страна наиболее последовательно и долго блокировала вступление в Шенгенскую зону Румынии и Болгарии из-за опасений, что это приведет к массовому нашествию нелегальных мигрантов. Меры, принимаемые Бухарестом и Софией для борьбы с нелегалами, в Вене считали недостаточными. «Австрия и Нидерланды, а еще чуть раньше и Финляндия, были против принятия Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону во многом и из-за проблем с коррупцией в двух странах. Поэтому румынам и болгарам, прежде чем присоединиться к Шенгену, приходится проходить через большое число переходных этапов», – пояснила «НГ» руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
Единственное, чего вплоть до прошлого года смогли добиться Болгария и Румыния, – это предоставление безвизового режима с ЕС в 2014 году и снятие всех ограничений на трудоустройство своих граждан в Евросоюзе. Много для обычных граждан, но немного для экономики двух стран.
В итоге был найден компромисс: по воздуху и воде свободный режим будет действовать, а на земле – нет. В декабре Австрия сняла свое вето: тогда и появилась дата 31 марта. Решение разрешить лишь «воздушно-морской Шенген» стало неприятным сюрпризом для румынских и болгарских бизнесменов. Ведь, например, по данным Министерства торговли Болгарии порядка 97% товаров, поставляемых из этой страны в другие государства ЕС, перевозятся грузовиками, а не самолетами или судами.
Болгарские и румынские водители, как и их коллеги, допустим, из России и Украины, вынуждены выстаивать многочасовые очереди на границах из-за необходимости проходить паспортный контроль. Такой порядок сохранится вплоть до решения Евросовета. А вот летать и плавать в Европу румыны и болгары смогут беспрепятственно, по любому удостоверению личности, не только по паспорту.
По идее, должны выиграть и граждане третьих стран, не входящих в ЕС. Но не факт, что болгарское и румынское посольства ждет «нашествие» россиян. Чтобы попасть в Болгарию и Румынию, теперь придется получать не национальную визу, а шенгенскую, с более жестким набором требований, как в остальных государствах соглашения. К тому же теперь российские граждане не смогут попасть в эти два государства по кипрской визе, как раньше.
И все же после 31 марта отношения болгар и румын к Брюсселю улучшится, что, учитывая приближающиеся выборы в Европарламент, на которых ожидается успех евроскептиков, политически важно. Исчез источник постоянного недовольства властей и народа двух стран. Бабынина напоминает, что Хорватия стала членом ЕС в 2013 году (то есть позже Болгарии и Румынии, вступивших туда в 2007 году), а меньше чем через 10 лет вошла в Шенгенскую зону, причем полноценно, не исключая наземные перевозки.
- Комментарии