Макрон решил оживить кабмин "свежей кровью"
34-летний министр образования Габриэль Атталь назначен премьер-министром Пятой республики. Он станет самым молодым главой кабинета министров в истории страны. Назначение, по данным французских СМИ, прошло довольно непростую стадию обсуждения с другими влиятельными членами кабмина. Уход Элизабет Борн мог быть мотивирован не только необходимостью освежить кадры в преддверии выборов в Европарламент, но и ее сложными личными отношениями с президентом Эмманюэлем Макроном.
СМИ уже накануне писали о том, что Атталь является главным претендентом на получение поста, несмотря на свой молодой по меркам политика возраст.
Несомненно, были и противники подобного назначения, в том числе именитые члены кабинета министров – коллеги быстро возвысившегося министра образования. По данным France24, среди них глава МВД Жеральд Дарманен и министр экономики и финансов Бруно Ле Мер. Вероятно, многим министрам не очень приятно, что Атталь стал их начальником столь стремительно.
Атталь будет самым молодым главой кабмина в истории. О возможной отставке 64-летней Борн говорили не первый день. Однако СМИ называют причиной того, что ее принудят уйти не сразу после Рождества, разногласия касательно ее преемника. В любом случае заменить ее должен был кто-то из более молодых политиков: среди претендентов фигурировали 37-летний министр обороны Себастьян Лекорню и 43-летний Жюльен Денорманди – бывший министр сельского хозяйства.
Среди сильных сторон Атталя The Guardian называет умение спокойно держать себя на публике и способность произнести сильную эмоциональную речь. Политик умело взаимодействует со СМИ, не побоялся признаться в сексуальной ориентации и трудностях собственной адаптации в школе. Он тяготел к левому крылу политического спектра: до того как примкнуть к Макрону и его партии «Возрождение» Атталь принадлежал к Социалистической партии. И все-таки его считают едва ли не «детищем» французского президента. Атталь быстро приобретал значимые должности с момента пришествия Макрона к власти в 2017 году. В 2020-м он был спикером правительства.
Впрочем, стоит отметить, что привлечение молодых политиков к высшему эшелону власти и партийной жизни становится все более распространенным явлением во Франции. Например, Марин Ле Пен уступила лидерство в партии «Национальное объединение» Жордану Барелле, которому на момент вступления в должность было всего 26 лет. Кстати, у «Национального объединения» дела идут весьма успешно: правые приобретают новых сторонников по всей Европе, и Франция не стала исключением.
Борн была достаточно успешна в своей деятельности, однако на ее долю выпало весьма непростое время проведения в жизнь проекта пенсионной реформы и изменения миграционного законодательства. Ей пришлось договариваться с силами правого спектра и применять статью 49.3 Конституции, позволяющую принимать законы в обход парламента. Достичь компромисса с оппозицией ей по большей части не удалось, при этом ее, как и Макрона, обвиняли в потакании правым.
«Она оказалась стойкой как оловянный солдат, однако отношения с Макроном у Борн не сложились, хотя президент и тепло с ней попрощался. Она скорее технократ, нежели политик. При этом Макрону нужно обновление накануне выборов в Европарламент, не столь важных, сколько показательных в плане предпочтений населения. Важно посмотреть другие перестановки в кабмине, но есть угроза, что речь идет лишь о смене фигур без изменений в сути политики», – считает доктор политических наук, заведующая отделом глобальных проблем ИНИОН РАН Наталия Лапина.
В разговоре с «НГ» эксперт отметила, что, согласно опросам, рейтинг партии Макрона составляет 19–20%, а «Национального объединения» – 29–30%. И положение необходимо менять. При этом из ближайших важных событий – «встреча с нацией», которую Макрон обещал провести в январе. Среди других проблем президента – отсутствие цельной программы на второй срок.
«Макрону надо доказать, что он ведет страну вперед, притом что у правящей элиты нет проекта, как это осуществить. В целом общественное мнение дает положительную оценку Атталю, который сделал успехи на посту министра образования. Другое дело, что Макрон принимал решение самостоятельно, и личные симпатии сыграли большую роль», – поясняет Лапина.
- Комментарии