Итальянское правосудие нанесло удар по Ндрангете
В Италии подошел к концу самый крупный за несколько десятилетий судебный процесс над мафией. Члены клана Ндрангета и связанные с ними политики получили в общей сложности 2200 лет тюрьмы: от 10 до 30 лет. Осуждено 207 человек, оправдано чуть более 100. Правда, крестного отца клана Луиджи Манкузо правоохранители во главе с Николой Граттери оставили «на десерт». Его будут судить отдельно. Впрочем, пока нельзя утверждать, что калабрийская мафия прекратила преступную деятельность.
Семь лет расследований, 900 свидетелей, 25 тыс. записей телефонных разговоров и столько же тысяч полицейских, проводивших аресты почти 350 обвиняемых, – таков масштаб завершающегося грандиозного судебного процесса, момента славы прокурора республики в трибунале Неаполя Николо Граттери. Свою последнюю должность именитый юрист получил в сентябре. Кстати, в 2022 году он перестал быть национальным прокурором по борьбе с мафией: на голосовании он проиграл Джованни Мелилло. Впрочем, заслуг Граттери и его помощников это совершенно не отменяет.
В поимке членов мафии помогали рядовые итальянцы – так называемые каччиаторе, или охотники. Ндрангета, действующая на всех континентах, кроме Антарктиды, ответственна примерно за 80% оборота наркотиков в Европе, считают аналитики. Также мафия активно занимается контрабандой, шантажом, похищениями и практически всеми иными видами криминальной деятельности. Число ее членов исчисляется тысячами, в одной лишь Калабрии – 6 тыс., а связанных с ней людей может быть и 60 тыс.
Поэтому для итальянского правосудия успехи в поимке главных преступников и крестного отца Манкузо по кличке Дядя были делом чести. Напомним, облава, окончившаяся арестом более 330 мафиози и связанных с ними деятелей, среди которых политики и влиятельные юристы, была проведена в 2019 году. В 2021-м в маленьком городке Ламеция-Терме начался судебный процесс, для которого были приготовлены специальные помещения (см. «НГ» от 13.01.21). В деле фигурировало 447 обвиняемых, 91 из них прошли по ускоренному процессу, и в том же году из них было осуждено уже 70 (см. «НГ» от 08.11.21).
О масштабах деятельности преступной группы, созданной еще в конце XVIII века, можно судить по тому, что ее ежегодный доход мог составлять 50 млрд долл., что в полтора раза больше бюджета самой Калабрии – родины Ндрангеты. Такие внушительные цифры приводил в начале процесса Граттери.
Среди экстравагантных ходов мафии – использование машин скорой помощи для перевозки наркотиков и хранение оружия в кладбищенской часовне. В Ндрангете особое внимание уделялось родственным связям, что долгое время делало ее практически недосягаемой. К тому же в отличие от ряда других кланов Ндрангета долгое время не была на слуху. Весь мир узнал о ней в 1973 году, после похищения внука миллиардера Джона Гетти, который упорно не хотел платить за освобождение юноши, чем тоже стал особо известен. Затем мафия опять залегла на дно и не была главным ньюсмейкером криминальных сводок.
Несмотря на верность традициям мафиози, теперь сила кровных связей в клане несколько ослабла, и, по иронии судьбы, против Дяди готов давать показания его племянник. Всего же сотрудничать со следствием согласилось более десятка человек.
Боссы мафии Саверио Рационале и Доменико Бонавота получили по 30 лет тюрьмы. А дело Манкузо выделили в отдельный процесс.
«Борьба с мафией – это дело довольно опасное и обременительное. Тот же Граттери находится под судебной защитой уже 34 года. Охраняют и судей, ведущих дело. Такие меры говорят о том, что мафиозные структуры все еще сильны, несмотря на заявления правоохранителей о том, что преступным группам их не запугать. Большое влияние в раскрытии связей играют раскаявшиеся, помогающие следствию. От них мы узнали о мафии и ее традициях много нового еще с 1990-х годов. Что же касается Ндрангеты, то стоит упомянуть, что в Европоле и Интерполе есть специальные отделы, занимающиеся именно этим мафиозным кланом», – сказала «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Елена Маслова.
- Комментарии