Дамаск заплатит за санкционную амнистию землей
Глава МИД Сирии Асаад аш-Шайбани 18 сентября начал исторический визит в США. Основной темой в повестке переговоров стало снятие с переходного правительства в Дамаске санкций, введенных по условиям американского «Закона Цезаря» – документа, блокирующего любое экономическое взаимодействие с Арабской Республикой. Несмотря на подписанный этим летом указ президента США Дональда Трампа о санкционной амнистии для Сирии, некоторые ограничения еще действуют. Важным условием послаблений Белый дом хочет выставить сделку в сфере безопасности между Сирией и Израилем.
Аш-Шайбани приземлился в США в четверг. Его поездка стала первым за 25 лет случаем, когда глава сирийского дипломатического ведомства официально отправился в Вашингтон. Последним шефом сирийской дипломатии, посетившим американскую столицу, был Фарук аш-Шараа, у которого в декабре 1999 года в Белом доме состоялся обстоятельный разговор с 42-м президентом США Биллом Клинтоном и занимавшим тогда пост премьер-министра Израиля Эхудом Бараком. Основной темой беседы на тот момент было заключение мирного соглашения с еврейским государством. Однако переговоры были остановлены уже в январе 2000-го – из-за спора о Голанских высотах, занятых Израилем по итогам Шестидневной войны 1967 года.
Одной из основных тем, которая интересовала нынешнего главу МИД Сирии во время визита в США, стала полная отмена американского «Закона Цезаря» (Акта о защите гражданского населения Сирии) – вступившего в силу 17 июня 2020 года документа, который формировал законодательную базу для введения санкций против государственных и негосударственных субъектов, желавших вести дела с режимом свергнутого 8 декабря 2024 года президента Башара Асада. Несмотря на то что закон был нацелен на баасистское руководство Сирии, текущее переходное правительство автоматически унаследовало все ограничения. Отменить «Закон Цезаря», блокирующий работу целых секторов сирийской экономики, может только Конгресс США.
Трамп подписал указ об ослаблении санкций против Сирии в конце июня – месяц спустя после личной встречи с президентом переходного периода Ахмедом аш-Шараа в Саудовской Аравии. Распоряжение означало «смягчение экспортного контроля над некоторыми товарами и отмену запретов на некоторые виды иностранной помощи Сирии». Параллельно с этим стартовал процесс вывода Арабской Республики из перечня стран – спонсоров терроризма, в который она попала в 1979 году. Таким образом, отмечал Белый дом, новым властям Сирии хотят обеспечить дорогу к стабильности. Но то что процесс санкционной амнистии будет поэтапным, проговаривалось изначально: госсекретарю Марко Рубио было поручено проводить регулярную оценку.
Процесс полного вывода Сирии из-под американских санкций увязан с ее готовностью подписать с Израилем, южным соседом, ограниченное соглашение в сфере безопасности, рассказали изданию Axios участвующие в переговорах конгрессмены. Кроме того, от переходного правительства, возглавляемого аш-Шараа, ожидают гарантий безопасности для этноконфессиональных меньшинств, с начала года регулярно подвергавшихся нападениям лояльных Дамаску группировок. Вместе с тем американские законодатели настаивают на том, чтобы Сирия официально присоединилась к патронируемой США иностранной коалиции по борьбе с группировкой «Исламское государство» (признана в России террористической и запрещена).
Перед прибытием в США аш-Шайбани нанес визит в Великобританию, где у него состоялся разговор с министром стратегического планирования Израиля Роном Дермером. На встрече как раз обсуждалась усеченная сделка в сфере безопасности. «Вопрос об установлении мира и нормализации отношений с Израилем не стоит сейчас на повестке дня, – обратил внимание аш-Шараа, общаясь с журналистами в Дамаске 17 сентября. – Но если нам удастся достичь успеха и договориться о мерах в сфере безопасности, то, возможно, в будущем мы придем и к другим соглашениям». Впрочем, как подчеркнул сирийский лидер, Вашингтон «не оказывает давления на Дамаск с целью заключения сделки с Израилем» – все якобы происходит в естественном темпе.
По оценкам Axios, в рамках переговоров об усеченной сделке израильская сторона предложила Сирии установить широкую демилитаризованную зону в ее южных районах, которые сейчас частично контролируются Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ). Зона будет поделена на несколько секторов, предполагающих разную степень сирийского военного присутствия. В непосредственной близости от израильской границы нельзя будет дислоцировать дивизии регулярной армии, а также тяжелую военную технику. Отдельно еврейское государство настаивает на том, чтобы все пространство к юго-западу от Дамаска превратилось в бесполетную зону для сирийских сил, хотя, следует заметить, своих ВВС у сирийского правительства до сих пор нет.
Правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху при этом не против обсудить сокращение присутствия ЦАХАЛ на юге Сирии, утверждают собеседники Axios. Другой вопрос – в какой форме. Так, израильтяне настаивают на сохранении в своих руках вершины горы Хермон – командной высоты с видом на сирийскую территорию. Кроме того, правительство Нетаньяху даже не рассматривает возможность возвращения Сирии давно занятых Голанских высот.
В свою очередь, Дамаск настаивает на том, чтобы израильские войска полностью оставили территорию, занятую после краха асадовского правительства 8 декабря 2024 года, и на размещении миротворцев ООН в буферной зоне, формат которой, вероятно, еще должен быть выработан и согласован.
Уже через несколько дней в США должен приземлиться и сам аш-Шараа – для участия в 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. А это, как заявил 18 сентября МИД Сирии, должно подтвердить серьезность переходного правительства «в восстановлении международных отношений на новых основах».
- Комментарии