Лондонский провал не отменяет надежды на перемирие
Разрекламированные переговоры в Лондоне, по итогам которых Дональд Трамп якобы собирался решить, заниматься ли дальше процессом мирного урегулирования между РФ и Украиной, прошли в менее представительном формате, чем ожидалось. От участия в них в последний момент отказался госсекретарь США Марко Рубио, а вслед за ним – главы МИД Великобритании, Франции и Германии. Это произошло вскоре после того, как президент Украины Владимир Зеленский отверг то, что в прессе называлось ключевым американским условием перемирия: юридическое признание Крыма российской территорией. В тот же день вице-президент США Джей Ди Вэнс прямо заявил, что РФ и Украине надо принять то, что предлагает Трамп – иначе Соединенные Штаты выйдут из переговорного процесса.
Важность переговоров в Лондоне подчеркивали на прошлой неделе сразу несколько американских чиновников. Говорилось даже, что это последний шанс на достижение перемирия. Так, спецпредставитель президента США Кит Келлог связывал с лондонскими переговорами надежду на «продвижение в вопросе о перемирии» и давал понять, что именно там должно проясниться, продолжит ли Трамп свои попытки примирить РФ и Украину. Рубио, со своей стороны, еще 20 апреля указывал, что Соединенные Штаты могут умыть руки и заняться другими вопросами, если в течение нескольких дней не убедятся, что мирный процесс имеет перспективу. Трамп в своем комментарии был не столь категоричен: конкретный срок он не назвал. Но по его словам тоже создавалось впечатление, что терпение американского президента на исходе.
Переговоры в Лондоне планировалось провести на уровне министров иностранных дел, в том числе ключевых стран – европейских союзников США, на которые, по замыслу Трампа, возлагалась задача сделать так, чтобы перемирие не было нарушено. Председательствовать должен был глава британского МИД Дэвид Лэмми, а участвовать помимо Рубио – глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро и германский министр иностранных дел Анналена Бербок. В Лондон также прибывала украинская делегация с участием главы МИД Андрея Сибиги, главы офиса президента Андрея Ермака и министра обороны Рустема Умерова. Информация относительно того, задействуют ли в лондонских переговорах спецпредставителя президента США Стива Уиткоффа, была противоречивой. В прессе сообщалось, что он, будучи ответственным за контакты с Кремлем, имеет на руках предлагаемый Трампом план мирного урегулирования, предусматривающий, если верить источникам американских СМИ в Белом доме, признание Крыма российским, некие гарантии безопасности Украине и создание нейтральной зоны под американским контролем вокруг Запорожской АЭС. Впрочем, план мог представить и Рубио. Обсуждение такого рода вопросов находится в его служебной компетенции.
Однако в среду, 23 апреля, за считаные часы до начала переговоров глав МИД выяснилось, что Рубио в Лондон не поедет. Пресс-секретарь Госдепа Тэмми Брюс дала этому весьма странное, если не сказать издевательское, объяснение. Якобы важнейшие переговоры не уложились в плотный рабочий график главы американской дипломатии. «Госсекретарь Рубио – занятой человек» – так и сказала она журналистам. Вместо Рубио и Уиткоффа в Лондон поехал Келлог, тот, кому Трамп поручил заниматься только контактами с официальным Киевом. Естественно, свои поездки в британскую столицу отменили и Бербок, и Барро.
В результате в Лондоне вели переговоры те, кто не имеет полномочий согласовывать какие-либо планы мира – в лучшем случае только их отдельные аспекты.
Газета The Wall Street Journal связала провал переговоров с пресс-конференцией Зеленского, состоявшейся во вторник, 22 апреля. Там украинский президент отверг саму возможность признания российского суверенитета над Крымом. По его словам, никакого «официального предложения» такого рода Украине никто не делал. А если бы сделал – она бы его не приняла. «Украина не признает юридически Крым российским, это вне нашей Конституции. Это наша территория, территория народа Украины», – сказал Зеленский.
Если действительно план США предусматривает юридически оформленный отказ Украины от Крыма, то украинский президент мог отвергнуть его по двум причинам. Первая – потому что Зеленский решил не брать на себя такую политическую ответственность. Официальный отказ от Крыма – сильный удар по его рейтингу в преддверии весьма возможных в этом году президентских выборов. Часть украинского общества не готова платить такую цену за мир. По той же причине Зеленский может опасаться, что просто не сумеет добиться этого решения. Для отказа от Крыма нужно изменить Конституцию. Значит, потребуется 300 голосов депутатов Верховной рады (пропрезидентское большинство составляет всего лишь 280 голосов) и одобрение решения на общенациональном референдуме. Зеленскому, если он согласен на перемирие, политически куда проще пойти на фактический отказ от каких-либо территорий без юридического оформления этого шага.
Но, может быть, украинский президент говорил не от своего имени. Кто-то – возможно, Трамп, возможно, европейские союзники Трампа – решили, по итогам контактов с РФ, что Москва хочет в обмен на мир слишком многого. Вспомним, что любые намеки на то, что с России могут быть сняты какие-либо санкции в качестве условия перемирия, в руководстве Евросоюза и ведущих стран ЕС категорически отвергались. Позиция (по крайней мере та, что озвучивалась для журналистов) европейских союзников США до сего дня была по данному вопросу однозначной: сначала – перемирие, уступки со стороны Москвы, а потом уже, возможно, разговор об ослаблении санкционного давления.
В любом случае в Кремле не склонны драматизировать ситуацию. Срыв переговоров в Лондоне там расценивают как рабочий момент. «В Лондоне действительно речь шла о встрече посланцев из США, посланцев из Украины, с тем чтобы США могли продолжить свои посреднические усилия. Насколько мы понимаем, пока не удалось сблизить позиции по каким-то вопросам, и поэтому эта встреча сейчас не состоялась», – сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отметив, что контакты РФ и США тем не менее продолжатся.
Между тем Вэнс в среду сделал весьма важное заявление, касающееся этих контактов. Он сказал, что мирный план Трампа предусматривает обоюдные территориальные уступки как от России, так и от Украины. Как выразился Вэнс, «придется провести некоторые территориальные обмены», в результате которых фактические границы стран не будут совпадать с существующей линией фронта. Ранее газета Financial Times утверждала, что Кремль предлагал как раз прямо противоположное: перемирие по существующей линии боевого соприкосновения. То есть Вэнс напомнил, что считать Трампа тем, кто будет давить только на Киев, не стоит. Вице-президент США в очередной раз предупредил, что настало время, когда Россия и Украина должны «либо согласиться, либо Соединенные Штаты выйдут из (переговорного. – «НГ») процесса». Что последует за этим выходом, усиление поддержки Украины или, напротив, полный отказ от нее, Вэнс не пояснил. Показательно только, что об обмене территорий он заявил, находясь с визитом в Индии, одном из важнейших торговых партнеров России, а значит, потенциальном объекте американских санкций.
В среду ситуацию прокомментировал сам Трамп. В своей соцсети Truth Social он поместил следующий текст:«Президент Украины Владимир Зеленский хвастается на первой странице The Wall Street Journal, что «Украина юридически не признает оккупацию Крыма. Здесь не о чем говорить». Это заявление очень вредит мирным переговорам с Россией, поскольку Крым был потерян много лет назад под эгидой президента Барака Хусейна Обамы и даже не является предметом обсуждения. Никто не просит Зеленского признать Крым российской территорией, но если он хочет Крым, почему они не боролись за него одиннадцать лет назад, когда он был передан России без единого выстрела? На этой территории также в течение многих лет до «передачи Обамой» располагались крупные базы российских подводных лодок. Именно подстрекательские заявления, подобные заявлениям Зеленского, так затрудняют мирное урегулирование. Ему нечем хвастаться! Ситуация для Украины ужасна — он может получить Мир или сражаться еще три года, прежде чем потеряет всю Страну. Я не имею ничего общего с Россией, но имею много общего с желанием спасти в среднем пять тысяч российских и украинских солдат в неделю, которые умирают без всякой причины. Заявление, сделанное Зеленским сегодня, не сделает ничего, кроме как продлит «поле смерти», а этого никто не хочет! Мы очень близки к Соглашению, но человек, у которого «нет карт для игры», должен теперь, наконец, СДЕЛАТЬ ЭТО. Я с нетерпением жду возможности помочь Украине и России выбраться из этого Полного и Тотального НЕСЧАСТЬЯ, которое никогда бы не произошло, если бы я был Президентом!»
- Комментарии