Изменения в выборное законодательство обсудили на заседании парламентского комитета
Председатель партии «Единая Осетия» Ацамаз Бибилов предложил снять с повестки дня два вопроса из четырех вынесенных - проекты конституционных законов Республики Южная Осетия «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» и «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия». Их обсуждение было перенесено на очередное заседание комитета.
Далее на рассмотрение был представлен проект конституционного закона Республики Южная Осетия «О внесении изменений в статью 77 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия». Законопроект был разработан для устранения дисбаланса в распределении депутатских мандатов, к которым в соответствии с действующим законодательством допускаются зарегистрированные республиканские списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому республиканскому избирательному округу. По мнению некоторых депутатов, снижение до 3 процентов 7 процентного проходного барьера для зарегистрированных республиканских списков кандидатов послужит демократизации законодательства о выборах депутатов парламента и более объективному представлению интересов избирателей в парламенте.
Как отметил Амиран Дьяконов, согласно вносимым изменениям в статью 77 указанного конституционного закона, предлагается по всему тексту закона 7% заменить на 3%. То есть, 7% барьер свести к 3% барьеру.
По его словам, есть соответствующее заключение Контрольно- правового управления парламента РЮО, где есть одно существенное замечание. Необходимо внести соответствующее изменение и в закон «О политических партиях РЮО», где также прописан 7% барьер.
«Смысл в том, что 7% барьер является слишком высоким порогом для политических партий, политических объединений. Этот высокий барьер приводит к тому, что более трети голосов избирателей не учитываются при распределении депутатских мандатов. То есть, политические партии, которые не прошли 7% барьер фактически вычёркиваются из политической жизни республики. Голоса избирателей, которые голосовали за эти партии, исключены из распределения депутатских мандатов», - сказал Дьяконов.
«Мы считаем - это и значительная часть депутатского корпуса, и населения республики, что 7% барьер является слишком высоким для нашей политической системы», - добавил он.
Свою позицию озвучил и депутат Давид Санакоев, отметив, что необходимо пересмотреть 7% барьер, чтобы была логика в наших законодательных актах.
«Если наше законодательство допускает, что 500 человек могут собраться в политическую партию со своими взглядами, со своей программой, стремлениями, и их мнение отличается от мнения всех остальных действующих политических партий, и мы разрешаем им это сделать, то почему мы этим пятистам гражданам не разрешаем иметь свои мандаты в парламенте?», - сказал Санакоев.
Алан Тадтаев пояснил, что технически не получится их посчитать.
«Человек может набрать и 3% и 4% голосов, но мандата депутатского у этой партии не будет в парламенте, потому что это невозможно посчитать. Давайте не сводить к нулю работу парламента, не раздроблять мандаты», - сказал Алан Тадтаев.
Он подчеркнул, что данный вопрос не пройдёт, «Единая Осетия» за это не будет голосовать, поскольку партия против нивелирования работы парламента.
Обсуждение данного вопроса будет продолжено на очередном заседании президиума парламента РЮО.
Последним вопросом был рассмотрен проект конституционного закона Республики Южная Осетия «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия», который был инициирован депутатом Давидом Санакоевым.
Было отмечено, что данным проектом конституционного закона Республики Южная Осетия предусматривается изменение и дополнение действующего порядка проверки Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия достоверности сведений, представленных кандидатами, политическими партиями. Целью проекта конституционного закона является создание условий для политических партий и кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия, исключающих не единообразный подход к оценке представленных документов.
Давид Санакоев пояснил, что в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Парламента Республики Южная Осетия 2019г. Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия были допущены многочисленные нарушения избирательных прав политических партий и кандидатов.
Нарушения начались с того, что Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия многим кандидатам были предоставлены неактуальные образцы подписных листов, не давались разъяснения по заполнению этих листов. В результате это стало основанием для отказа в регистрации многих кандидатов. Отсутствие какого-либо документа являлось основанием для отказа в регистрации кандидата, а предоставление возможности донести документ - как личная услуга.
Законопроектом предусматривается внесение дополнений, направленных на закрепление на уровне Конституционного закона обязательных требований к изданию Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия предусмотренных законом форм документов, порядке их заполнения, порядке изготовления, принятия мер, направленных на оказание содействия политическим партиям, гражданам, выдвигающим свои кандидатуры в качестве кандидатов, в подготовке документов.
Также законопроектом предусматривается обязанность ЦИК в случае выявления в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах неполноты сведений, несоблюдения требований Конституционного закона в части оформления документов, отсутствия документов, немедленно извещать о выявленных недостатках кандидатов, политические партии для устранения выявленных недостатков в пределах установленного срока.
«Предложенные Давидом Санакоевым нормы служат систематизации нашего избирательного законодательства, защиты прав избираемых лиц и унификации избирательного законодательства РЮО и РФ», - уточнил Амиран Дьяконов.
В ходе обсуждения было также отмечено, что к данному законопроекту были представлены замечания Контрольно-правового управления парламента, согласно которым представленный законопроект противоречит действующему законодательству.
Работа над законопроектом продолжится на очередном заседании профильного комитета.
- Комментарии