Очарование красок: к 70-летию  графика, академика Рауфа Чинчоровича Барцица


Очарование красок: к 70-летию  графика, академика Рауфа Чинчоровича Барцица
14  декабря в  Московском государственном  педагогическом университете  откроется  выставка работ известного художника - графика, педагога, профессора Рауфа Барцица.

Выставка юбилейная, посвящена 70-летию мастера. «По волнам моей памяти» - так назвал ее автор. С 14 по 26 декабря посетители смогут ознакомится с работами Р.Ч. Барцица в технике графики, литографии, эстампа.  

Также к юбилею Рауфа Чинчоровича Барцица, завкафедрой рисунка художественно-графического факультета Института изящных искусств МГПУ, 18 декабря в нем откроется Международная научно-практическая конференция «Новые горизонты художественной педагогики: интеграция рисунка, книжной и печатной графики внациональную систему образования России». Сам он выступит на ней с докладом на тему«Мелодии в линиях и образы в пластике искусства графики».                                

Рауф Чинчорович Барциц  – доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка МГПУ, заведующий кафедрой художественно-графических дисциплин факультета искусств Московского открытого социального университета, академик Международной академии наук педагогического образования РА, член Московского союза художников.

 Екатерина Бебиа, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Абхазского государственного университета, в очерке, посвященном научному и художественному творчеству Р.Ч. Барцица, обозначила сферу его научных интересов как  эстетическое воспитание и художественное образование средствами изобразительного искусства. Ученый исследовал вопросы теории и практики методики преподавания художественно-графических дисциплин.  

Бебиа пишет, что Р.Ч.  Барциц принимал участие в составлении учебно-методических рекомендаций для улучшения  учебно-творческого процесса, развития творческих способностей учащихся средствами художественной и печатной графики – эстампа. Многое он сделал для  расширения межпредметных связей, повышения качества занятий по академическому рисунку и графической композиции, совершенствования подготовки  будущих специалистов по специальностям  “художник-педагог”, “художник-график”, “художник-дизайнер”.

Важное место в творчестве Рауфа Барцица занимает рисунок. Рисунок и графика имеют  общую «несущую» конструкцию, общий корень. На этой основе художником создана целая серия произведений графики: «Мой край» (1982 г.), «Мое село» (1983 г.), «Моя Абхазия» (1984 г.), «Детство» (1986 г.), «Исторические мотивы Абхазии» (1988 г.), «1937 год в Абхазии» (1989 г.), «Европейские мотивы» (1990 г.),  «Колокольный звон – набат» (1991 г.) и др. Всего художником создано более 150 графических работ в технике печатной графики. Это офорт, гравюра, сухая игла, автолитография и т.д.

Работы Рауфа Барцица, по словам Екатерины Бебиа, обладают магией философского притяжения, обобщения и осмысления нелегкой исторической судьбы народов, населяющих Абхазию, находящуюся на стыке  глобальных геополитических интересов крупных соседних государств.

 “Мне они близки по духу, - пишет Бебиа. - Это, наверное, потому, что мне знаком и близок мир, в котором формировалось художественно-образное мироощущение художника, его взгляды на реальную действительность Советской Абхазии, где мы родились, учились, становились гражданами большого государства под названием СССР. Более сорока пяти лет мы являемся близкими друзьями. Мы, как и вся молодая творческая молодежь республики, – выходцы из  абхазских деревень, одержимые большими творческими планами.  Влившись в жизнь столицы, мы всегда старались быть в гуще  культурных событий республики, и это нам удавалось. Возможно, его графические произведения мне близки еще потому, что в них отображены исторические события в образах, дорогих нашему сердцу, настоящее, которое с нами рядом, на которое мы  возлагали большие надежды, в котором старались  увидеть отголоски будущих событий на нашей Родине. Порой бывает так, что я впервые вижу ту или иную новую работу автора, но мне кажется, что и раньше я  где-то встречала и видела эту сцену.  А все потому, что мне до глубины души они знакомы, - это наша история, действительность, образы и сцены ушедшей эпохи, которая в нас живет и питает нас новыми идеями и помыслами”.

Рауф Барциц родился 10 сентября 1954 года в селе Блабурхуа Гудаутского района Абхазской АССР. Как пишет Бебиа, семья была большая, все дети были привлечены к сельскому труду. Любовь к отчему дому, к родным и близким, к труду, к родному селу и его жителям пронизывает все художественное творчество Рауфа Барцица. Свидетельством того явилась графическая серия работ, выполненная в технике офорта: «Мое село Блабурхуа», «Дом моего детства», «Игра в мяч» и т.д.

По окончании средней школы Рауф Барциц поступил в Сухумское  художественное училище.

“Это было в середине 70-х годов прошлого века, - пишет Екатерина Бебиа. - Вот в эти годы я и познакомилась с ним.  Тогда я была студенткой, училась в Сухумском  государственном педагогическом институте. Многих молодых людей в это время больше всего объединяло прикосновение к миру прекрасного, общение с творческой интеллигенцией. Мы все горели желанием проникнуть  в мир художественного творчества, литературы, театра, особенно в мир  поэзии, приоткрыть завесу истории нашего края, были активны в познании  искусства, желали своими руками создать что-то новое, активизировать свои усилия в творческой деятельности, учиться у старшего поколения художников”.

По ее словам, трепетное отношение  молодого Рауфа к поэтическому творчеству, к литературе, к театру вполне объяснимо – потому что он и сам писал стихи. Очень любил поэзию, сказки, в нем было много романтики, лирических  движений  души, юной  энергии и задора, любви к природе, к Родине, жизнелюбия. Ему лучше удавались лирические стихи, описания природы. Лирические стихи о полевой ромашке впервые были исполнены на одной из литературных встреч любителем поэзии, сокурсником Рауфа,  известным в училище любителем музыки Анзором Куарчелия. Он  написал музыку к этим стихам, и сам исполнял эту песню под гитару.

 

“Новая песня так понравилась молодой публике, творческой интеллигенции, - вспоминает Бебиа, - что каждую литературную встречу мы заканчивали ею в исполнении  Анзора Куарчелия. Никто не мог тогда предположить, что потом, в 1992 году, во время грузино-абхазской войны, Анзор, будучи оператором Абхазского телевидения,  погибнет с видеокамерой в руках при освобождении Гагры от грузинских оккупантов”.    

Спустя долгие годы после этого Бебиа в качестве журналиста-редактора Гостелерадио Абхазии побывала в МГПУ, беседовала со многими  коллегами  Рауфа Барцица.  

“... Я, как давний друг этого замечательного художника, ученого и педагога, окрыленная услышанными отзывами о нашем соотечественнике, спустилась на первый этаж корпуса гуманитарных факультетов МПГУ в мастерскую графики, где Рауф многие годы преподает курс графической композиции в области художественной, книжной и печатной графики - эстампа.  Из беседы с ним я поняла, что до появления Рауфа в университете эта мастерская была оборудована не в полной мере… Своими энергичными действиями художник превратил мастерскую графики в центр учебно-творческой деятельности студентов трех московских вузов: МПГУ, МОСПИ и МОПУ”.

На основе собранного материала Бебиа создала о Рауфе Барцице документальный фильм, издала книгу с очерком о его жизни и творчестве.

“Я горжусь тем, что в моей творческой студии на самом видном месте висит один из оригиналов  графических произведений Рауфа Чинчоровича Барцица, подаренный мне в честь нашей дружбы, которая длится более 45 лет”, - заключает Екатерина Бебиа.

 

Источник:
15:35
19
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.