Режиссерская лаборатория «Сандро» представила четыре эскиза в РУДРАМе


Режиссерская лаборатория «Сандро» представила четыре эскиза в РУДРАМе
В РУСДРАМе прошли итоговые показы режиссерской лаборатории «Сандро».

Было представлено четыре отрывка - все на основе произведений абхазской литературы: «Тали - чудо Чегема» и «Море внутри» Фазиля Искандера, «В ночь новолуния» Шалодия Аджинджала и «Земляника» Джумы Ахуба.

После каждого показа в фойе театра проходило обсуждение, в котором принимали участие в том числе и эксперты - театральные критики Татьяна Цветкова и Мила Денева.

Работа лаборатории завершилась голосованием, результат которого определится через несколько дней. Отрывок, набравший максимальное количество голосов, станет в 2025 году репертуарным спектаклем.

В спектаклях лаборатории принимали участие актеры РУСДРАМа и студенты  Театрального института им. М.С. Щепкина. Каждый эскиз готовился три дня.

Открывая лабораторию, директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба поприветствовал всех и отметил, что режиссёрской лаборатории «Сандро» уже три года.

«В предыдущие годы эта лаборатория подарила нам действительно удивительные впечатления и встречи. В итоге получились два спектакля - это «Рассказ мула старого Хабуга» и «Пастух Махаз». В этом году мы взяли тему абхазской литературы, - не только произведения Фазиля Искандера, но и других авторов. Также вместе с актерами театра имени Искандера на сцену выйдут студенты ВТУ им. Щепкина, обучающиеся в мастерской Алексея Дубровского, который тоже сегодня присутствует в зрительном зале», - сказал Ираклий Хинтба.

Со своей стороны, куратор лаборатории «Сандро» Ольга Никифорова сказала слова благодарности театру и зрителям. Она проинформировала, что в этом году в Абхазию приехали четыре режиссёра - Андрей Сидельников, Иван Рябенко, Ирина Кондрашова, Денис Хуснияров.

«Это маститые режиссёры, о них можно говорить много. Собственно, вы все увидите сегодня», - сказала она.

«Тали - чудо Чегема» реж. Иван Рябенко

Первым был показан эскиз «Тали - чудо Чегема» Фазиля Искандера, поставленный режиссёром Иваном Рябенко. Народная музыка «Бааи сылашара» с первых минут вовлекла зрителей в абхазскую культуру. И чудо Чегема - маленькая Тали, которая вместо первых слов начала петь, - стало для всех причиной улыбки и смеха.

Как отметила эксперт Татьяна Цветкова, эскиз - это не спектакль, это не завершенная работа: “Это набросок того, что могло бы быть. И понятно, дорабатывать тут ещё много”.

Она отметила, что в наброске было задействовано большое количество актеров. Также Цветкова обнаружила некие параллели финальной сцены с пьесой «Наш городок» Торнтона Уайлдера, когда наплывают воспоминания о детстве, о семье, об обычаях, о том, как люди живут.

“Видно было, с какой любовью спикер рассказывает эту историю о жителях села Чегем, что они все такие разные, смешные, трогательные. Это хорошо, когда существует ирония, юмор, но тем не менее все намного сложнее, иначе это был бы не Фазиль Искандер», - сказала она.

Цветкова отметила, что режиссеру удалось за три дня, что у него были, собрать и представить некий тизер, трейлер для своей будущей постановки.

Мила Денева обратила внимание, что уже в тот момент, когда рассказчик выходит прямо из зала, устанавливается “доверие со зрителем, сразу общее такое тепло - вот, оно уже создано”.

Она напомнила, что территория лаборатории - это всегда поиск, эксперимент и режиссеру удается первое зрительское восприятие как-то расширить и обогатить новыми инструментами.

По ее словам, много внимания режиссер уделил свету, очень красивому. Но слишком много внимания было потрачено на иллюстративность, на то, чтобы театр обслуживал литературу.

“Там, где театр побеждает литературу, где сценическое внимание уведено в действие, - там я с вами. Везде, где рассказчик становится модератором, - там я не с вами”, - сказала она.

«Море внутри», реж. Андрей Сидельников

Эскиз «Море внутри» Фазиля Искандера в постановке режиссёра Андрея Сидельникова вызвал бурю эмоций у зрителей. Как показать море на сцене? Развешенное белье шаталось как морская волна, а девушки нимфы звали Фазиля - главного героя в исполнении Эмиля Петрова. Герой поделился, что плавать он научился так же давно, как и ходить, море было для него всем. Но однажды он чуть не утонул, и страданья его близких трогали зрителей до слез.

То, как раскрыта тема моря и как взаимодействовали актеры, понравилось Цветковой. Она сделала ряд замечаний, касающихся формата повествования.

«В какой-то момент для меня было много рассказчиков», - сказала она.

Для Милы Деневой сценография и кастинг - важные критерии успеха спектакля.

«Здесь очень точно найден момент воспоминания детства у моря. Для меня все предельно ясно, и я испытываю радость. Здесь точно работает природа памяти, которая строится не на словах. С самого начала играет музыка моря, и актёр собирает камешки. Нимфы у моря тоже помогают существованию прозы. Очень здорово выстроена вертикаль сцены. Граница сцены проламывается двумя повествователями. Авторский текст внедрен и морским нимфам, и случайным встречным. Это делает для меня текст цветным», - заключила она.

«В ночь новолуния», реж. Ирина Кондрашова

Ирина Кондрашова, режиссёр эскиза «В ночь новолуния» по повести Шалодия Аджинджала, показала зрителям, что самое важное во все времена - это любовь… Впервые седлают коня Адицы, дочери князя. Никто не может справиться с ретивым скакуном, кроме простого парня Аляся, который даже не из княжеского рода. Князь не может допустить в свой дом простолюдина. Заговор приводит к плачевным последствиям: убивают Аляса, несчастна Адица.

Критики отметили в спектакле ряд режиссерских находок. В первую очередь, идея с целлофаном.

“Каждый раз, когда из целлофана выводится объёмная метафора, я замираю от красоты», - сказала Мила Денева.

По словам театроведа, то, что русский театр занимается национальной драматургией, говорит о многом. С таким спектаклем можно ехать на гастроли и знакомить с национальной драматургией и труппой театра. Но шекспировский масштаб трагедии требует огромной подготовки, и “это заведомо амбициозная затея - поставить за три дня спектакль, подобный Шекспиру”.

По словам Татьяны, целлофан отлично дополняет пространство и рождает образы.

«Прекрасные артисты, смотреть эстетическое удовольствие. Правильно, чтобы были такие спектакли  в репертуаре. В целом, это классно, что вызывает такой отклик у зрителей и то, что зрители хотят это видеть».

«Земляника», реж. Денис Хуснияров

Последний эскиз - «Земляника» Джумы Ахуба режиссёра Дениса Хусниярова. В нем остро поставлены проблемы современной семьи. Люди теряют связь друг с другом, переезжая из села в город. Смысл жизни сводится к просмотру телевизора. Счастье разбивается о быт. Человека поглощает скука. Спектакль и смешной, и в то же время печальный.

По словам Татьяны Цветковой, режиссёр использовал специальный прием, сделав актёров статичными, благодаря чему они “играют содержание”, а не форму.

«Режиссер наделяет каждого определёнными жестами, которые раскрывают характер каждого персонажа. Получился готовый современный спектакль», - с радостью сказала она.

Мила Денева отметила смелость эскиза, как режиссер идёт по пути слома ожиданий и уничтожения штампов.

«Последний эскиз призывает к некоему апгрейду. А может ли быть национальная драматургия без национальных костюмов? Может. А может ли текст звучат четко и ясно, если артист остаётся в статичном движении? Может. А может ли бить в сердце сюжет и содержание, если нас не расцвечивают никакими вау-эффектами? Может. Это нам кажется, что они ничего не делают. А самое сложное для актёра - это ничего не делать. Жест - это квинтэссенция персонажа, и они создают объём. Здесь очевиден Довлатов. Всё построено на иронии, и в финале появляется драма и глубина. Я выхожу из эскиза, и я могу думать - о связи города и деревни, как происходит разрыв матери и ребёнка», - резюмировала она.

Критик отметила значимость финала, который, без сомнения, удался и достигает эффекта, необходимого автору.

«Финал - это приговор всем детям, которые при жизни родителей не успели додать. Главная ценность для меня - это то, что я после просмотра эскиза хочу позвонить маме и сказать спасибо», - пояснила она.

Своим мнением поделилась жена Джумы Ахуба. Она была тронута тем, что до сих пор помнят его произведения.

Закрывая лабораторию, Ираклий Хинтба пояснил, что любой театр, который стремится к развитию и думает о перспективах, должен быть в творческом поиске.

«Лаборатория - это эксперимент и поиск совместного творчества незнакомых друг другу людей.  Когда совместный процесс происходит, когда приезжают режиссеры - современные, интересные, которые представляют разные режиссерские школы - и соединяется это всё с нашими артистами, с абхазской литературой, то получается всегда неожиданный результат. То, за что проголосуют зрители, эксперты и мы как театр, мы можем превратить в полноценный спектакль в следующем, 2025 году», - подытожил он.

Мероприятие окончилось голосованием.

 

 

 

 

Источник:
04:36
38
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.