Сегодня исполнилось бы 65 лет герою Абхазии, Степану Зантария
Зантария Степан Самсонович родился 21 октября 1959 г. в селе Тамыш,Очамчырского района. В 1976 г. окончил тамышскую среднюю школу, а в 1981 г. – филологический факультет Абхазского госуниверситета. С 1981 по 1985 год работал преподавателем начальных классов в тамышской школе.
С 1985 по 1989 годы – работал на Кындыгской птицефабрике.
Во время июльских 1989 года событий, когда боевики из районов Западной Грузии предприняли попытку прорыва к Сухуму, Зантария в составе небольшого отряда на р. Аалдзга преградил им путь. Затем он стал одним из активных организаторов отрядов самообороны. После создания полка внутренних войск Зантария неоднократно выезжал вместе с военнослужащими на охрану границ Абхазии. С первого дня войны он находился в рядах ополчения, сражался в составе Тамышской группы.
14 августа 1992 года его группа уничтожила два вражеских танка и живую силу противника. Тамышская группа в первые дни войны, располагая всего 12 единицами стрелкового оружия, стала основой партизанского движения на востоке Абхазии. В конце сентября 1992 был направлен штабом народного ополчения в Гудауту за оружием и боеприпасами. Там он принимал участие в освобождении Гагры.
15 октября 1992 г. Степан Зантария возвращается на Восточный фронт с 15 единицами стрелкового оружия, тремя гранатометами, большим количеством боеприпасов и мин.
Степан вместе с четырьмя ополченцами заминировали трассу в селе Тамыш в районе моста Уашпан. В результате были уничтожены одна БМП, автомашины «Татра» и «Урал», а также несколько десятков живой силы противника.
Зантария неоднократно водил свое подразделение в тыл противника, нанося ему неожиданные и чувствительные удары. Подразделение «Катран» и разведгруппа Даура (Дым) Зантария, в которую входил Степан, совместно с другими группами в течение 22 суток удерживали трассу, не давая врагу возможности доставить в Сухум оружие, боеприпасы и подкрепление. 1 – 2 декабря 1992 г. враг предпринял массированный штурм позиций абхазских партизан у местечка Ануаа-рху с тем, чтобы разблокировать трассу. В течение этих дней грузинские формирования, многократно превосходившие абхазских бойцов, предприняли множество попыток захватить высоту: на 20 абхазских бойцов наступало несколько сот грузинских солдат. Поэтому было принято решение оставить высоту. Степан и Даур Зантария погибли при осуществлении вместе с небольшой группой прикрытия отхода основных сил.
Степан Зантария был в 1993 году посмертно награжден медалью «За отвагу», а в 1995 году посмертно удостоен звания «Герой Абхазии»
***
Из воспоминаний Владимира Зантариа
Гудаутский вояж Степана Зантария
Я хорошо помню, когда Герой Абхазии Степан Зантария прибыл осенью 1992 г. в Гудауту за оружием, боеприпасами и лекарствами для Восточного фронта. Насколько помню, он смог привезти с собой и своих маленьких детей, долго остававшихся с отцом и матерью в селе Джгярда и прятавшихся в подвалах домов, как мне позже рассказывали мои родственники, при неожиданном появлении грузинских «крокодилов». Помню, Степа показывал мне и моим друзьям завернутые в носовые платочки женские золотые кольца, сережки своих родственниц, пожертвовавших ими не задумываясь, лишь бы он мог обменять их на автоматы и боеприпасы. Вопрос с лекарствами нам решил без особых проблем полковник Виктор Какалия, занимавший тогда должность коменданта Гудауты. Полковник выписал для Восточного фронта 400 кг медикаментов и 20-литровый баллон йода, в котором остро нуждался Джгярдский госпиталь.
Герой Абхазии, народный врач Апполон Гургулиа рассказывал после войны, каким спасительным оказался для врачей и раненых йод, доставленный Степой. Дорожили каждой капелькой. До этого долгое время приходилось обрабатывать рану чачей и иным фантастическим снадобьем.
А вот за боеприпасами Степан решил обратиться к Мушни Хварцкия, своему старому другу, который командовал в первые месяцы войны Гумистинско-Эшерским направлением. Мы встретились с Мушни в подвале помещения ресторана «Эшера», где тогда располагался штаб фронта. Кстати, привез нас в Верхнюю Эшеру на своей машине житель села Мгудзырхуа Вадим Заде, с которым я учился на филфаке в СГПИ в одно время.
Мушни крепко, по-рыцарски приобнял нас, внимательно выслушал Степана, проинформировавшего об обстановке в Очамчырском районе, и сам лично выдал ему из склада немало боеприпасов, в том числе аккумулятивные снаряды для гранатометов. Мушни внимательно слушал Степу, вникая в каждое его слово. Степа был настолько восхищен самим реальным шансом общения с легендарным командиром, что, я думаю, остался бы вполне довольным встречей, если бы даже друг не смог выделить ему ни одного патрона.
Мушни был наслышан об успехах бойцов Восточного фронта и братьев Зантариа. Разговор происходил в присутствии Героя Абхазии, комбата Аки Ардзинба, который также живо интересовался боевыми буднями и планами восточников. И это было понятно, потому что фронты были взаимозависимы. Задача у них была одна. Успехи Западного фронта окрыляли бойцов Восточного, и, наоборот. Не помню подробностей, но помню, как Степа успел раздобыть в Эшерах зеленые плащи – дождевики (для химзащиты). Он повез их своим однополчанам, которым практически нечем было укрываться в окопах от дождя и снега. И сам он часто мелькает в кадрах военной хроники в том самом зеленом химплаще…
Я видел, как эмоционального и взрывного по своей натуре Степу воодушевили слова его друга и единомышленника Мушни, с которым он был знаком еще по тамышским археологическим экспедициям, в недрах которых вызревали идеи боевого братства молодых абхазских пассионариев, чувствовавших на подсознательном уровне витавший в воздухе запах надвигавшейся опасности и военной угрозы.
Газета "Республика Абхазия", 16 ноября 2023 г.
- Комментарии