Проблемы сохранения и развития и государственного языка обсудили в Администрации Президента
«Мы встретились, чтобы совместно обсудить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения. Хочу услышать ваше, специалистов, которым я доверяю, мнение. Если сегодняшней встречи будет недостаточно, мы встретимся еще раз, потому что, если мы не разберемся с этим сейчас, в будущем это станет большой проблемой», – сказал Бжания.
Проректор по научной работе АГУ Джульетта Адлейба в своем выступлении отметила, что в 2018 году в виде пилотной версии в АГУ был разработан проект по сохранению языка.
«Главной задачей проекта было решение проблемы развития языка. В АГУ был создан Информационно-лингвистический центр, включающий в себя три сектора: лингвистический IT и проектный. У каждого сектора свои программы. В 2021 году центром был организован Первый международный лингвистический форум. На нем был представлен проект концепции по сохранению языка, его развитию и активному внедрению в работу органов государственной власти и управления. Проект концепции был направлен президенту», – сказала Адлейба и зачитала его основные положения.
Она отметила, что в скором времени планируется проведение Второго международного лингвистического форума.
Также Джульетта Адлейба представила программу по организации Координационного центра по абхазскому языку при Президенте.
Заместитель министра просвещения Ада Кварчелия обозначила некоторые проблемы в системе образования: слабая мотивация у школьников изучать абхазский язык; составление учебников по программам, которые не соответствуют современным требованиям;, использование устаревших методик.
Для того, чтобы улучшить ситуацию с языком, по мнению Кварчелия, необходимо начинать с детских садов и школ.
«Надо все детские сады, государственные и частные, перевести на абхазский язык. Нужны различные программы и методики по обучению детей дошкольного возраста, не знающих абхазский язык или обладающих средним уровнем знания языка. Необходима также подготовить учителей к обучению по новым методикам», - сказала она. .
Она также предлагает начать во всех неабхазских школах изучение абхазского языка с первого класса.
Начальник Госуправления по государственной языковой политике Гунда Квициниа акцентировала внимание на моментах, которые мешают успешному внедрению в жизнь закона о государственном языке и соответствующих государственных программ.
По ее мнению, это произошло из-за низкого уровня престижа языка, из-за того, что нет национальной идеологии, недостаточно финансирования, не хватает специалистов, государственные чиновники не использует в полной мере государственный язык и многое другое.
Для улучшения положения дел Квициниа предлагает пересмотреть закон о государственном языке, создать рабочую группу по разработке концепции сохранения и развития абхазского языка, создать при Президенте государственную комиссию, которая будет контролировать исполнение государственной программы. Минпрос должен вплотную заняться школьной реформой и организацией нового образовательно-воспитательного процесса. По всей республике должны быть открыты постоянно действующие ых центры по изучению абхазскго языка. Радио и телевидение, все информационные ресурсы республики должны постоянно пропагандировать язык.
По мнению Квициниа, есть три главных фактора сохранения и развития языка: улучшение демографической ситуации, повышение статуса языка и помощь государства.
Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой абхазской литературы АГУ Диана Аджинджал высказала предложение об адаптации учебников по абхазской литературе. «Надо пересмотреть учебники, проанализировать их, если надо упростить», - сказала она.
Участники заседания отмечали, что дети, знающие абхазский язык, забывают его, когда приходят в детские сады, и предлагали делить группы на знающих язык и незнающих.
Директор пицундской школы № 1 Донна Малия отметила, что всего 5-6 % учеников, пришедших в первый класс, знают абхазский язык. Это, примерно, 3 - 4 ребенка во всем классе.
Своим видением решения проблемы сохранения и развития языка поделились академик АНА Валерий Кварчия, профессор АГУ Алексей Касландзия, директор Института педагогики Ирина Кокоскир, языковед Тали Джопуа, профессор АГУ Отар Дзидзария.
Подводя итоги встреч, президент Аслан Бжания отметил необходимость укрепления государства.
По словам президента, 80% вопросов, которые обсуждались на заседании, связаны с экономическими возможностями страны. Если бы учителя получали высокую зарплату, то было бы много желающих идти работать в школу.
«Я услышал все ваши предложения, мы будем их рассматривать. Мы не будем принимать решения, которые не сможем выполнить», – сказал Аслан Бжания.
Он также отметил, что необходимо пересмотреть закон «О государственном языке» и прописать ответственность за его исполнение.
- Комментарии