В Абхазии создана Ассоциация логопедов, дефектологов и специалистов инклюзивного образования
Занятия вели ведущие эксперты из России - доктор педагогических наук Маргарита Русецкая, кандидат педагогических наук Гульнара Валлиулина, врач-невролог Виолетта Иванова и др.
Курсы повышения квалификации завершились круглым столом на тему: «Актуальные вопросы диагностики и реабилитации лиц с когнитивными и речевыми нарушениями в Абхазии».
Гульнара Валлиулина из Татарстана рассказала, что в регионе логопедическая помощь интегрирована в деятельность образовательных и медицинских учреждений.
«Это позволяет оказывать детям с лёгкими нарушениями первичную помощь еще в детских садах и школах. Взрослым пациентам оказывается специализированная поддержка в поликлиниках и больницах», — отметила она.
Она обратила внимание на вызовы, с которыми сталкивается профессиональное сообщество:
«Мы испытываем нехватку квалифицированных кадров, несмотря на ежегодный выпуск из учебных заведений 50-55 специалистов и усилия по повышению квалификации уже работающих».
Старший преподаватель АГУ, детский логопед Анетта Бганба рассказала о мерах государственной поддержки в области социально-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в Абхазии. Она подчеркнула, что до 1992 года, благодаря продуманной государственной политике СССР, в республике существовал устойчивый кадровый потенциал логопедов-дефектологов. Однако потрясения 90-х годов привели к резкому сокращению числа специалистов.
«Сегодня практическую деятельность в этой сфере продолжают лишь несколько логопедов, получивших образование ещё в СССР, среди которых А. Макарович, Л. Джинджолия, А. Погосян и И. Кварчия. С 2002 по 2012 годы действовала совместная программа АГУ и Московского социально-гуманитарного института, в рамках которой были подготовлены 52 логопеда-дефектолога. Однако многие из них не работают по специальности», – сказала Бганба.
Бганба привела данные логопеда И. Кварчия, о том, что в сухумской детской поликлинике на учете состоит около 2000 детей с речевыми нарушениями.
Исследование самой Бганба показало, что у 40% учащихся 2-3 классов сухумских школ имеются нарушения устной и письменной речи.
Бганба подчеркнула важность разработки механизмов подготовки и поддержки специалистов – логопедов и дефектологов.
Бганба считает необходимым создание профессионального объединения логопедов.
По завершении дискуссии была презентована Ассоциация логопедов, дефектологов и специалистов инклюзивного образования Республики Абхазия. Одним из направлений работы Ассоциации является абхазская национальная логопедия. Для этого будет сформирована рабочая группа, в которую войдут местные логопеды с базовым образованием и практическим опытом, а также специалисты по абхазскому языку, лингвисты. Кроме того, к исследованию специфики абхазских звуков подключатся приглашенные специалисты из России.
Организаторы круглого стола – Министерство просвещения Абхазии, Центр психолого-педагогической поддержки «Логопед» и Ассоциация логопедов, дефектологов и специалистов инклюзивного образования РА.
- Комментарии