Фазиль Искандер: сегодня «певцу Абхазии» исполнилось бы 96 лет
Сам себя он называл «русским писателем, но певцом Абхазии». Фазиль Искандер пополнил плеяду мировых классиков, расширив грани не только постсоветской литературы, но и литературы национальной, написанной на русском языке. В его прозе сочетаются искромётный юмор, национальный колорит, жизнелюбие и особая способность заряжать читателя позитивной энергией. Его книги помогают смотреть на жизнь через призму иронии, разбивая о смех жизненные невзгоды.
Особое место в его творчестве занимает детская литература. Это не только отчасти автобиографичный цикл произведений о Чике, но и рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», включённый в школьную программу по литературе в России. Его герои воплощают традиции и обычаи абхазского народа, но не лишены они и психологизма: Искандер ставит их перед моральными дилеммами и жизненными трудностями, отстаивая идеи гуманизма и важности верного пути.
Сегодня изучением творчества Фазиля Искандера активно занимаются на филологическом отделении Абхазского государственного университета. Ежегодно в Абхазии проходят мероприятия, посвящённые не только юбилейным датам, но и произведениям классика. Так, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Елена Кобахия проводила литературные экскурсии по творчеству Фазиля Искандера. Дом Фазиля Искандера и грушу, посаженную им, можно и сегодня увидеть в Сухуме. Любимым украшением набережной Махаджиров давно стали его герои Чик и Ника в исполнении скульптора Архипа Лабахуа. Имя писателя носит и Русский драматический театр, в котором регулярно ставятся спектакли по мотивам его произведений. «Софичка», «Рассказ мула старого Хабуга», «Пастух Махаз» идут на сцене РУСДРАМа с неизменным аншлагом. Эти постановки очень популярны и в России, куда театр часто выезжает на гастроли. С 2015 года в Сухуме проходит фестиваль «Стоянка человека», в рамках которого функционирует режиссерская лаборатория «Сандро». В декабре 2024 года на сцене Русского театра студенты третьего курса ВТУ им. М. Щепкина сыграли спектакль по мотивам рассказов Искандера «Человек и его окрестности», приуроченный к 95-летию писателя.
Жизнь и творчество
Фазиль Абдулович родился 6 марта 1929 года в Сухуме в семье владельца кирпичного завода иранца Абдула Искандера и абхазки Лёли Мишелия. По воспоминаниям Адиле Аббас-оглы, семья Искандера славилась своим гостеприимством:
«Ближайшими друзьями моего деда были Ибрагим Искандер и Мухарем Буюк-оглы, по духу и положению близкие ему. Они часто встречались, помогали друг другу в делах. Искандеры, состоятельные и всеми уважаемые, были иранского происхождения, и дед находился с ними в отдаленном родстве. Жили они в большом двухэтажном доме, построенном в 1903 году. Я часто бывала в нем вместе с родителями и хорошо помню теплое гостеприимство и уют, который умели создать женщины этой замечательной семьи, особенно красавица Султан-ханум. После смерти Ибрагима главой семьи стала его жена, абхазка Хамсада Агрба, гордая, властная женщина с сильным характером. Она прожила сто лет».
В 1938 г. отец писателя Абдул Искандер был депортирован из СССР в Иран, где скончался в 1957 году. Долгое время семья не получала о нем никаких известий, что, безусловно, повлияло на маленького Фазиля, а позже нашло отражение в его творчестве. Много лет спустя, уже известный поэт и прозаик Фазиль Искандер расскажет писателю Евгению Попову:
«В пятьдесят шестом, я в Сухуми тогда жил, на первом этаже, и мне почтальонша всегда так стучала в окно, давала газеты или письма прямо в мою комнату… Вдруг в один прекрасный день она в стекольце так стукнула рукой, и меня охватил – вот мистика – какой-то ледяной холод, хотя разумом я понимал – никто, кроме нее, не мог постучать в окно. Днем. Я с трудом встал, подошел, она подала мне письмо, и я по конверту понял, что это – иностранное письмо. Так как тогда я мог переписываться только с отцом, я понял, что письмо – оттуда. Раскрыл письмо, где его товарищ, языком и почерком человека, уже забывающего русский язык, написал: “Ваш отец умер в пятьдесят шестом году. Царство ему Небесное…”»
Большую часть детства Фазиль Искандер провел у родственников по линии матери, Лёли Хасановны Мишелии, в абхазском селе Джгярда, что позже трансформировалось в литературное пространство «Чегем». Именно в этот период закладывались ценности, которые Искандер пронёс через всю жизнь и отразил в своих произведениях. Писатель исследует достижения национальной и мировой литературы, абхазской и русской сатиры и юмора. Он наследует литературные традиции Н. В. Гоголя, саркастическую сатиру М. Салтыкова-Щедрина и М. Булгакова, «смех сквозь слезы» М. Зощенко.
Окончив русскую сухумскую школу с золотой медалью в 1948 году, Искандер поступил в Московский библиотечный институт (ныне Московский государственный институт культуры). Спустя три года перевелся в Литературный институт им. А. М. Горького (Москва), который окончил в 1954 г. Уже с середины 1950-х гг. Фазиль Искандер работал в региональных газетах «Брянский комсомолец» и «Курская правда». В 1956 г. он вернулся в Сухум, став редактором в абхазском отделении Госиздата.
Фазиль Искандер начинал литературную деятельность как поэт. Его первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Абхазском государственном издательстве в 1957 г. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. были опубликованы его поэтические сборники «Доброта земли», «Зеленый дождь» и «Дети Черноморья». Как прозаик он дебютировал в 1956 г. в 11-м номере журнала «Пионер» с рассказом «Первое дело». Также его произведения печатались в журнале «Юность». В 1966 г. вышли две книги прозы Фазиля Искандера – сборники рассказов «Запретный плод» и «Тринадцатый подвиг Геракла».
Известность молодому писателю принесла сатирическая повесть «Созвездие Козлотура», после чего были написаны рассказы «Начало», «Лов форели в верховьях Кодора» и др.
Особое место в творчестве Искандера занимает роман-эпопея «Сандро из Чегема». Полный вариант «Сандро из Чегема» вышел в 1979 г. в США в издательстве русской литературы «Ардис». В СССР роман увидел свет только в 1989 году.
В 1979 г. Фазиль Искандер стал одним из авторов самиздатовского альманаха «Метрополь», в который вошли тексты, не допускавшиеся цензурой к официальной печати. В него были включены повесть Искандера «Маленький гигант большого секса» (впоследствии печаталась под названием «О, Марат!») и рассказ «Возмездие». Публикация в альманахе привела к запрету официального выпуска сочинений Искандера на протяжении нескольких лет. В середине 1980-х гг. публикация произведений писателя была возобновлена. Вышли его рассказы «Бармен Адгур» (1986), «Чегемская Кармен» (1986), пьеса «Кофейня в море» (1988) и др. В 1989 г. в СССР была опубликована повесть-антиутопия Искандера «Кролики и удавы» (в 1982 г. выходила в США). В 1990 г. издана повесть «Сумрачной юности свет». С 1990-х гг. писатель проживал и работал в Москве. В 1993 г. выпустил роман «Человек и его окрестности», в 1997 г. – сборник повестей и рассказов «Софичка».
По произведениям Фазиля Искандера и по их мотивам сняты фильмы: «Время счастливых находок» (1969, режиссер Генрих Габай), «Праздник ожидания праздника» (1989, Лейла Горделадзе), «Воры в законе» (1988) и «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989, оба - Юрий Кара), «Созвездие Козлотура» (1989, Мартирос Фаносян), «Расстанемся, пока хорошие» (1991, Владимир Мотыль), «Маленький гигант большого секса» (1992, Николай Досталь), «Детство Чика» (2021, Аслан Галазов), «Софичка» (2017, Кира Коваленко) и др. В 1989–1991 гг. Фазиль Искандер являлся народным депутатом СССР (был избран от Сухумского городского национально-территориального избирательного округа №482 Абхазской АССР). Во второй половине 1990-х гг. был членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству.
Фазиль Искандер скончался 31 июля 2016 г. в Москве на 88-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Писатель был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2004, 1999, 2009). Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1989 г., Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1993 и 2013 гг., премии Правительства РФ в области культуры 2011 г. Являлся почетным членом Российской академии художеств. При московской библиотеке №36 работает Культурный центр Фазиля Искандера, в котором открыт мемориальный кабинет писателя. В честь Фазиля Искандера назван астероид главного пояса 5615 Iskander. В 2017 г. его имя было присвоено Государственному русскому театру драмы Абхазии (Сухум). Жизни и творчеству писателя посвящены книги «Смех против страха, или Фазиль Искандер» (1990, автор Наталья Иванова) и «Фазиль» (2022, Евгений Попов и Михаил Гундарин), а также документальный фильм «Фазиль Искандер. Праздник ожидания праздника» (2009, режиссер Татьяна Архипцова).
Фазиль Искандер в воспоминаниях современников
Практически все, кому повезло лично знать Искандера, отмечали его глубокий ум, широкий кругозор и знание подлинной человеческой природы. Фазиль Абдулович был приверженцем моральных и этических правил, которые впитал ещё в глубоком детстве в среде абхазского общества. В интервью Н. Филатову писатель Александр Кожедуб поделился воспоминаниями о Фазиле Искандере:
«Он очень мало контактировал со своими собратьями по перу и вообще с другими людьми, потому что был занят творчеством. Это был писатель в чистом виде. У него был талант, – это раз. Второе: писателя, талантливого человека всегда формирует среда, Абхазия в этом сыграла огромную роль. Я много раз бывал в Абхазии. Я ее уже видел глазами Искандера в каких-то ситуациях… ну, и своими глазами тоже. Сухуми был супермногонациональным городом. Мои однокурсники родом оттуда, друзья. И мы могли встретиться, сидеть за столом – четыре человека разных национальностей. Это был, может быть, один такой в Советском Союзе город. И это сыграло свою роль в формировании личности Искандера. То же самое и с юмором. Он ведь один такой в русской литературе. Человеколюбие – это главная его черта. Он любил свою семью, Антонину Михайловну – супругу. С соседями был доброжелателен. Он никогда никого не осуждал, что в наше время и в нашей среде, надо сказать, не так часто можно встретить».
У сухумского поэта Керопа Магакяна есть стихи, посвящённые Фазилю Искандеру. Всего восемь строк – и перед глазами не только загадочная улыбка нашего знаменитого земляка, но и его сложный жизненный путь, философия творчества и неизменный юмор:
Давайте вспомним Фазиля,
И изабеллу выпьем стоя!
Многоголосое застолье
Чегемской шуткой веселя.
Быть может, и Фазиль, шутя,
Надежды знак даруя свыше,
Заверит, что и ТАМ он пишет,
Цигаркой крепкою пыхтя.
- Комментарии