СЕГОДНЯ  ИСПОЛНИЛОСЬ 155 ЛЕТ СО ДНЯ  ЛЫХНЕНСКОГО ВОССТАНИЯ 1866 ГОДА

СЕГОДНЯ  ИСПОЛНИЛОСЬ 155 ЛЕТ СО ДНЯ  ЛЫХНЕНСКОГО ВОССТАНИЯ 1866 ГОДА
Сегодня  исполнилось 155 лет со дня  Лыхненского восстания 1866 года.

26 июля 1866 года народный сход в селе Лыхны, на который собралось более семи тысяч человек,  перерос в восстание. В этот день возмутившиеся абхазы убили начальника Сухумского военного отдела полковника Коньяра, чиновников Черепова и Измайлова,  четырех  офицеров и 54 казака. Восстание стремительно распространилось от села Калдахвара до Цебельды, Дала и Сухума. В нем приняли участие до 20 тысяч человек.

О предпосылках народного восстания и его последствиях Апсныпресс  рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, археологии и этнологии Абхазии АГУ Сослан Салакая.

По словам Сослана Салакая, это одно из самых крупных восстаний второй половины XIX века в Российской империи и одно из крупнейших в истории Абхазии. 

Как отмечает историк, несколько факторов стали причиной восстания.

«Был целый ряд причин. Абхазское княжество было упразднено в 1864 году, на это время также пришлось и  окончание Кавказской войны. Большая часть горцев  Западного Кавказа была вынуждена покинуть родину. Именно ряд  этих событий и наложил свою печать на события 1866 года»,- рассказал Салакая.

Непосредственным поводом восстания стала попытка проведения крестьянской реформы в Абхазии.

Когда  Абхазия стала частью Российской империи, то российские власти решили  провести здесь крестьянскую реформу. Но, ни крестьяне, ни дворяне не поддержали данную реформу.

«Реформа была проведена в России и Грузии, это сыграло весьма значительную роль в освобождении крепостных крестьян и предоставлении  им личной свободы. Однако, в Абхазии, как таковых крепостных не было, потому что крепостной — это человек, который не имел собственной земли. Та земля, на которой он работал, принадлежала помещику, феодалу. В Абхазии же, несмотря на то, что были зависимые слои крестьян, такие как  «ахэуцэа», «агыруа», «амацура зкэу», даже они являлись собственниками земли, на которой  работали и их нельзя назвать крепостными. Их нельзя было продать, подарить, отнять у них землю и прочее.   Это были зависимые люди, но не крепостные. Когда от них стали требовать каких-то сведений и пошли слухи, что за освобождение с них будут брать выкуп, это вызвало недовольство. Как нам известно, большинство абхазских крестьян были свободными, и они не понимали, почему они  должны платить выкуп за свободу и землю,, если они и без того являются являются собственниками земли», — отметил  Салакая.

По словам историка,  русские чиновники, направленные в Абхазию, не знали, да и не хотели вникать в местные условия жизни и вели себя вызывающе. 

«Конечно, это не могло не отразиться на отношении к  представителям власти. Они вели себя недружелюбно, а чаще  всего враждебно. Тем более, что прошло всего два года, как упразднили Абхазское княжество, до этого тысячи лет мы жили в собственном государстве, а тут вдруг раз и никакого государства,  а всего лишь Сухумский военный отдел Российской империи. Это все, конечно же, не могло не вызвать беспокойства срели населения.  Представители российских властей умудрились вызвать недоверие и недовольство среди всех слоев населения Абхазии.

Нначальник Сухумского военного округа полковник Коньяр решил собрать народный сход в селе Лыхны. Там то и произошли события, вызвавшие взрыв негодования среди местного населения, переросший в восстание.  

«Коньяр собрал всех,  чтобы объяснить преимущества реформы. Он выступил с речью. С ответной речью выступил  известный  в Абхазии оратор  Осман Шамба. Речь его продолжалась шесть  часов, и по воспоминаниям одного из участников схода, двое переводчиков  потеряли голос,  один охрип. Осман Шамба выразил  недовольство народа, после чего снова выступил Коньяр. Перевод иногда приводит к плохим последствиям. Коньяр, объясняя все преимущества  реформы, произнес и такую фразу: «Ваши женщины снимут свои шаровары и будут ходить в платьях, как во всем мире».  Перевод оказался не очень точным и абхазский народ воспринял это, как оскорбление, а кто-то не выдержал и произвел выстрел", — рассказал о тех  событиях Салакая.

По его словам, восстание привело к тяжелейшим последствиям.

«Разоружение, аресты, ссылки, казнь нескольких  человек… Но  самым большим наказанием стала новая волна махаджирства. Сначала царская власть решила выслать «виновное» население в степи Новороссийской губернии, но потом было решено выселить всех в Турцию и тем самым решить проблему в корне. Не последнюю лучшую роль сыграли и отдельные представители абхазского дворянства, которые агитировали крестьян оставить свои земли и перебираться в Турцию, где их ждет лучшая жизнь. Это все привело к тому, что жители гор, которые и так были недовольны происходящим и находились в тяжёлой ситуации, покинули свои дома, не понимая, что они делают именно то, чего от них и добивались царские власти», — отметил Салакая.

Восстание 1866 года  оставило огромный след в истории Абхазии и его последствия ощущаются до сих пор, считает историк. .

«Без всякого сомнения, это действительно одна из трагических страниц нашей истории. Махаджирство привело к колоссальной потере населения и во многом предопределило дальнейшую судьбу абхазского народа. Нашей главной проблемой в конце XIX и XX  веке стала малочисленность абхазов.  Если бы этого не произошло, сейчас нас было бы в 2-3 раза больше», — с сожалением подытожил Сослан Салакая.

Источник:
-
17:18
113
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!