АНД ПРЕДЛАГАЕТ УПРАЗДНИТЬ ДОЛЖНОСТИ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРОВ

АНД ПРЕДЛАГАЕТ УПРАЗДНИТЬ ДОЛЖНОСТИ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРОВ
  Руководитель общественной организации «Абхазское народное движение», бывший вице-премьер и  министр экономики, кандидат в президенты на выборах в марте 2020 года Адгур Ардзинба в интервью Апсныпресс рассказал о том,  как ему и его соратникам видится реформа системы государственного управления в Абхазии и в первую очередь исполнительной власти.

 - Адгур Амиранович,  как Вы оцениваете  действующую систему государственного   управления?

 - Адгур Ардзинба: У нас очень громоздкая система государственного управления. Администрация президента и Кабинет министров по сути дублируют многие функции и полномочия. Это сложившийся факт.

 - Недавно в возглавляемой Вами общественной организации «Абхазское народное движение»  обсуждался вопрос реформирования системы госуправления в Абхазии. Что именно  вы предлагаете?

 - Мы предлагаем уйти от дублирования функций,  увеличить скорость принятия решения, и улучшить качество работы структур власти. 

 - Каким образом этого можно достичь?

 - В первоначальном проекте Конституции  Республики Абхазия должность премьер-министра отсутствовала. Об этом не раз говорили те, кто работал над текстом основного документа страны. Кроме того,  один из бывших  президентов Абхазии вносил на рассмотрение в Парламент законопроект о внесении изменений в Конституцию РА, одно из которых предусматривало отмену должности вице-президента. Такие идеи не новы,  они  озвучиваются в обществе, более того, мне известно, что и комиссия  по конституционной реформе тоже обсуждает подобного рода вещи.

Учитывая малочисленность нашего народа, мы не нуждаемся в таком количестве руководителей высокого уровня. Президент по Конституции является главой государства.  В  соответствии с конституционным законом  «О Кабинете министров»,  исполнительную власть в Республике Абхазия возглавляет Президент

«Для осуществления общего руководства исполнительной деятельностью на всей территории страны Президент Республики Абхазия руководит Кабинетом Министров Республики Абхазия», — гласит статья 3 закона.

По факту, принимая во внимание нашу  нормативно-правовую базу, получается, что премьер-министр практически не обладает никакими полномочиями. То  же самое можно сказать и  в отношении вице-президента. В нашем случае не нужны и вице-премьеры. 

 -  Что  конкретно даст Ваше предложение об отмене должности премьер-министра?

 - Президент напрямую будет общаться с министрами. В настоящее время, инициативы,  которые исходят от министерств, проходят несколько стадии согласования.  В  итоге, когда документ возвращается в министерство, он зачастую претерпевает такие изменения, что автор не узнает его. 

Приведу пример: министерство экономики выступает с  инициативой, свои предложение оно   передает в Аппарат Кабинета министров, а точнее в  экономический  отдел, потом документ поступает  к вице-примеру, далее  — к премьер-министру, вслед за этим — в  экономическое  управление Администрации   президента,  потом его рассматривает  помощник президента по экономическим вопросам, и уже после всего этого документ попадает к главе государства.  Вот такой сложный многоступенчатый путь прохождения. 

Совершенно очевидно, что, во-первых, теряется время; во вторых, происходит ненужное дублирование. Получается, что несколько человек выполняют одну и ту же работу, что не имеет смысла. И это вместо того, чтобы  применить их  навыки совершенно в другом направлении, от чего будет гораздо больше пользы. 

Кроме того, нынешняя система исполнительной власти  снижает  ответственность президента.

Много раз в новейшей истории Абхазии производилась  смена премьер-министра в целях достижения  некой политической стабилизации.  По факту, все решения принимает президент, а премьер-министр за все отвечает, но ничего не решает!

 - А как быть, если президент подаст в отставку, уйдет в отпуск или заболеет?

 - Как показала практика президентства   последних двух глав государства,  функция исполнения обязанностей президента вице-президентом в случае  отставки главы государства,  оказалась бесполезной. В одном случае обязанности президента исполнял спикер парламента, а во втором  - премьер-министр.

И по Конституции речь ведь идёт о замене президента сроком на три месяца,  в течение которых необходимо провести новые президентские выборы. По нашему мнению, в новой модели временно заменять президента может один из министров по решению парламента. А в случае невозможности исполнять обязанности президента ни одним из министров, временное управление перейдёт к спикеру парламента.

 - Как Вы думаете, есть ли какие-либо минусы или «подводные камни» у предлагаемой вами реформы?

Я считаю, что, у главы государства значительно прибавится нагрузка, но и у министров будет больше ответственности и полномочий.   Министр будет напрямую общаться с президентом, что позволит президенту получать больше информации, учитывая то обстоятельство, что министерства активно взаимодействуют с населением, обращающимся к ним по разным вопросам.  А эта прослойка между президентом и министрами мешает работе.

Абхазии нужны серьёзные программы развития, и АНД будет их предлагать. Одна из первых  наших инициатив  — это реформа система государственной власти.  Речь идет не только об упразднении  тех или иных должностей, но и о  слиянии отдельных структур и  переформатировании самого Кабинета министров. Сегодня же у нас до  30 центральных органов власти. Мы будем предлагать сократить их количество примерно вдвое. Это лишь общие контуры.

 - Где можно подробнее ознакомиться с вашими предложениями?

 - Чуть позже мы представим подробная схема действий АНД в этом направлении.

Если наши предложения будут восприняты главой государства, мы готовы проработать и нормативно-правовую часть, а именно подготовить соответствующие проекты  законов.  У нас достаточно много специалистов, которые готовы сделать это ради страны  абсолютно безвозмездно.

Предлагаемая нами реформа не является чем то исключительным. Во многих странах так делается и  это довольно  эффективно.

На каком-то этапе нашей истории действующая поныне система власти была нужна и  оправдана. Но сейчас нам нужна консолидация всех лучших сил страны и  централизация власти в руках Президента.

 - То, о чем Вы говорите, касается в первую очередь исполнительной ветви власти. Есть ли у вашей организации  какие-то предложения по другим ветвям власти?

 - В АНД обсуждаются и другие предложения. Мы  также обсуждаем вопросы касающиеся реформы избирательной системы.  Пока это лишь наброски, но мы склонны поддерживать смешанную систему выборов депутатов Парламента. В ближайшее время мы представим свое видение и по этому вопросу.

Многое из того, что я здесь говорю, озвучивалось в разное время, но до реализации этих идей дело так и не дошло. Поэтому мы призываем власть начать действовать и проводить реформы.

 - Как Вы думаете, нужны ли  изменения в  нашей судебной системе?

 - Изменения, безусловно, нужны. Некоторые решения судейского корпуса, мягко говоря,  сильно удивляют не только нас. Когда рецидивисты и преступники, за которыми шлейфом тянется не  один десяток преступлений,  могут выйти на свободу, под разными предлогами, это не может не беспокоить.

Ссылки на то, что в  нашем законодательстве есть пробелы и изъяны, понятны. Но я не припомню ни одного случая, чтобы хоть один судья,  который видят явную несправедливость, подал  в отставку.

Решения, принимаемые судом, должны быть абсолютно непредвзятыми. В  нашем случае этого происходит не всегда.   Яркий пример -  это решение Верховного суда Абхазии по итогам президентских выборов 2019 года.  Один и тот же суд принял два противоречивых решения, и одно из них было конъюнктурным.

При этом принимается очень много справедливых и правильных решений, и это надо ценить. Но, в тоже время, есть и  примеры, которые бросают тень на всю судебную систему.

 - Собираетесь ли Вы баллотироваться на предстоящих  выборах  в Парламент?

 - Это будет командное решение. Пока я не готов ответить на этот вопрос.

У нас, как известно, объединённая оппозиция. На этом этапе мы готовим общий список кандидатов в депутаты Парламента. На выборах в Парламент оппозиция будет представлена достаточно широко. Это я могу гарантировать.

 - Что бы Вы хотели отметить в завершение нашей беседы?

 - Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что  воплощение в жизнь наших предложений как минимум в два раза улучшит качество принимаемых решений, повысит персональную ответственность   чиновников и  эффективность их работы, а также сократит время на принятие решений.

В целом, я очень оптимистично смотрю на будущее нашей страны. На данном этапе, действующая власть никак не может приступить к реформам. Есть реформы, осуществление которых никак не зависит от пандемии коронавирусной инфекции  и всего остального. Мне не понятно, что именно ей мешает.

 

Источник:
-
13:58
143
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!