Имидж Лондона пострадал после возврата островов Чагос
Тори активно критикуют лейбористов за решение отдать архипелаг Чагос Маврикию. Консерваторы уверены, что отдавать «суверенные», по их мнению, территории «союзнику Китая» является проявлением слабости и желанием их левых оппонентов выставить себя миротворцами и гуманистами в ущерб национальным интересам. Власти же оправдывают свое решение тем, что главный актив – военная база британцев и американцев на острове Диего-Гарсиа – останется под контролем короны. Но вслед за этой уступкой островному государству появились аппетиты и у Аргентины, которая продолжает оспаривать принадлежность Фолклендских (Мальвинских) островов.
«Мы только что передали суверенную британскую территорию маленькому островному государству, которое является союзником Китая, и мы все платим за подобную привилегию, и все для того, чтобы министр иностранных дел мог чувствовать себя хорошо на своем следующем званом обеде в Северном Лондоне. Как он думает, чьим интересам он служит: интересам мировой дипломатической элиты или интересам британского народа и нашим национальным интересам?» – задается пристрастным вопросом Роберт Дженрик, министр по делам миграции еще в совсем недавнем прошлом.
Слова чиновника следует воспринимать серьезно: как-никак Дженрик – главный фаворит в борьбе за пост главы Консервативной партии. Он имеет хорошие шансы сменить Риши Сунака (см. «НГ» от 30.09.24). Теневой министр иностранных дел Эндрю Митчелл заявил, что лейбористы оказали «помощь нашим врагам в опасном мире». Борис Джонсон добавил, что власти выставили страну в «жалком» виде.
Впрочем, на подобные нападки у действующего министра иностранных дел Дэвида Ламми есть свой ответ. Главный ресурс островов – их стратегическое положение – Лондон продолжит использовать вместе с американцами.
Камнем преткновения между Маврикием и Британией был вопрос о судьбе военной базы на крупнейшем острове архипелага Диего-Гарсиа. На ней базируется почти 3 тыс. британских и американских военных. Упускать подобный объект коллективный Запад не хотел. В итоге два островных государства договорились о том, что база продолжит функционировать еще как минимум 99 лет, а в дальнейшем британцы смогут этот срок продлить.
В 2019 году Международный суд ООН постановил, что острова необходимо вернуть Маврикию. Как маврикийцы, так и жители Сейшельских островов помнят, каким образом британцы взяли острова под свой полный контроль: те, кто жили на Чагосе, попросту были изгнаны с 1966 по 1973 год для строительства военной базы. О той нанесенной обиде чагосцы помнят до сих пор и требуют восстановить справедливость.
Правда, не совсем понятно, будут ли они возвращаться обратно: Диего-Гарсиа – единственный крупный остров архипелага, и немалую его часть занимают военные.
Стоит отметить, что в своей критике действий лейбористов тори в определенной степени ерничают: ведь переговоры с Маврикием о передаче ему островов ведутся уже два года, а партия Кира Стармера у власти находится всего несколько месяцев.
К тому же главный актив у британцев все-таки остается, и они смогли выставить себя уважающими международное право. Однако СМИ к понедельнику начали распространять информацию о том, что «отдача» островов была не совсем добровольной. К этому якобы приложил руку президент США Джозеф Байден, который выразил беспокойство, правда, не тем, что 60 лет назад чагосцев выселили с острова, а тем, что есть угроза потери важной военной базы, с которой американские истребители имеют быстрый доступ к Ближнему Востоку.
К могущественной в прошлом британской короне есть претензии и в другой части Мирового океана: Буэнос-Айрес упорно не хочет признавать Фолклендские (Мальдивские) острова британской территорией. Министр иностранных дел страны Диана Мондино поприветствовала шаг Лондона и заявила в соцсетях, что Британия движется «в верном направлении».
Возник вопрос и о судьбе Гибралтара, который оспаривается Испанией, хоть и не так активно, как в случае с аргентинцами. На Даунинг-стрит уверяют, что уступок по Фолклендским островам и Гибралтару быть не может.
- Комментарии