Новым президентом Шри-Ланки стал марксист

Новым президентом Шри-Ланки стал марксист
Анур Кумар Диссанаяке, избранный президентом Шри-Ланки, чтит Карла Маркса и буддизм, который исповедуют сингалы, народ, составляющий большинство населения острова. Фото Reuters

На президентских выборах в Шри-Ланке победу одержал Анура Кумара Диссанаяке – кандидат от альянса левых сил «Национальная народная власть». У нового главы страны стоит непростая задача: вывести и так небогатое островное государство из экономического кризиса. Черпать вдохновение для этого он может из сочинений Карла Маркса, которого очень чтит. Правда, накануне победных для себя выборов от радикальных левых идей политик начал отказываться.

Во втором туре Диссанаяке, глава марксистской партии «Джанатха Вимукти Перамуна» (в переводе «Народный фронт освобождения»), набрал почти 56% голосов. Его оппонент Саджит Премадаса был вынужден признать поражение. Диссанаяке был фаворитом после первого тура: тогда он получил 42,3% голосов, а Премадаса – лишь 32,7%.

В целом ланкийцы верили в важность прошедших выборов: явка составила 79,4%. Участвовал в них и Ранил Викрамасингхе – действующий лидер страны. За него отдали голоса лишь 17,2% избирателей. Он благословил своего преемника на успешное правление. Навыки Диссанаяке очень понадобятся, равно как и удача. Сам победитель выборов в своем вступительном слове подчеркнул, что от него зависит не так уж много: он простой человек, который пытается учиться на ошибках и быть успешным, как и остальные.

Впервые в истории страны для выявления победителя понадобился второй тур. На прошлых всеобщих выборах президента в 2019 году Диссанаяке тоже участвовал, но получил лишь 3% голосов. Тогда президентское кресло досталось Готабае Раджапаксе – брату дважды президента и четырежды премьер-министра страны Махинды Раджапаксы. Готабая бежал из страны из-за протестов, а Махинда ушел в отставку с поста главы кабмина. Обоих обвинили в плохом управлении страной. Их брат Басил являлся министром финансов, что, разумеется, способствовало обвинениям в адрес властей в коррупции и кумовстве. Следующие выборы президента прошли уже в парламенте, и законодательный орган отдал предпочтение Викрамасингхе. Вернуться к власти клан Раджапаксы пытался на последних выборах. В них участвовал сын Махинды, Намал, но он набрал лишь 2,5% голосов. Он в период властвования отца и дяди занимал пост министра по делам молодежи.

Падение влияния клана Раджапакса связано с масштабным экономическим кризисом. Он стал следствием действия сразу нескольких факторов. В 2019 году в стране произошла серия терактов, снизившая ее туристическую привлекательность. Потом началась пандемия. Стало еще меньше туристов. Затем взлетели цены на топливо, как объясняют местные власти, из-за украинского конфликта. Сказались и структурные проблемы и в экономике страны. Раджапаксы стремились сразу обратиться к развитой зеленой экономике и запретили импортировать химические удобрения. Это нанесло серьезный удар по сельскому хозяйству. Выращивание риса и производство чая - то, чем занята значительная часть трудоспособного населения острова. На все это накладывалась проблема внешней задолженности, преимущественно Китаю. КНР осуществляла ряд инфраструктурных проектов на Шри-Ланке, включая строительство портов и 350-метровой телебашни «Лотос».

Действия правительства до того довели ланкийцев, что они не постеснялись выбрать кандидата от партии, с которой связаны воспоминания о политическом насилии в 1980-е годы, когда в стране бушевала гражданская война. Тогда «Джанатха Вимукти Перамуна» несколько раз пыталась силовым путем захватить власть в Шри-Ланке и установить там «диктатуру пролетариата». «Конечно, это уже не коммунисты, обуреваемые идеей классовой борьбы. Новый президент будет бороться за другое – за развитие страны и расширение среднего класса. Однако выбор народа показателен: предыдущие власти полностью дискредитировали себя экспериментами в экономике и необдуманным сотрудничеством с западными странами. Непонятна, впрочем, и идея строительства портов китайцами с влезанием ланкийцев в большие долги», – указывает руководитель отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков. В разговоре с «НГ» он предположил, что в переговорах с коммунистическим Китаем марксистские убеждения президента могут стать хоть маленьким, но плюсом.

21:23
103
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.