Байден поддержал Харрис со слезой и надеждой
В Чикаго начался четырехдневный конвент (съезд) Демократической партии США, по итогам которого Камалу Харрис объявят кандидатом в президенты на ноябрьских выборах. Судя по первым выступлениям делегатов, демократы будут строить кампанию не только на подчеркивании достижений нынешней администрации Белого дома, но и на демонизации кандидата от республиканцев. Об угрозе, которую представляет Дональд Трамп для американской демократии, говорили и президент США Джозеф Байден, и экс-госсекретарь Хиллари Клинтон, и Харрис.
Конвент в нынешней необычной для США избирательной кампании тоже оказался необычным. Его делегаты заранее, в ходе онлайн-голосования определили, что поддержат кандидатуру Харрис, а не Байдена, победителя внутрипартийных выборов.
Это делало конвент бессмысленной встречей, где не может быть никаких неожиданностей. Но все оказалось не так.
Удивил Байден. Он пришел на конвент. Это разрыв с, казалось бы, сложившейся традицией. В 1968 году президент Линдон Джонсон, отказавшись за восемь месяцев до выборов от переизбрания, на конвент не пришел. Он объяснял это тем, что не хочет смущать своих однопартийцев, которые должны назвать имя нового кандидата. Байден в Чикаго появился и произнес, пусть и с помощью телесуфлера, весьма бодрую речь, где призвал голосовать за Харрис. Тем самым положен конец спекуляциям, появившимся с подачи Трампа, будто на конвенте может быть сюрприз – президент может передумать и вернуться в предвыборную гонку. Байден в своей речи как бы «передал» Харрис все успехи своего четырехлетнего президентства, как внутриамериканские, так и внешнеполитические. К последним он причислил и действия его администрации на украинском направлении. В заслугу Белому дому Байден поставил, в частности, то, что «Украина устояла» и «три года спустя остается свободной». Уделил президент внимание и недавнему обмену заключенными между РФ и Западом. Возврат американцев на родину – это тоже, по Байдену, одно из достижений его команды.
Делегатов конвента, впрочем, впечатлили не столько слова президента, не столько его эмоциональность и четкость формулировок, которых не хватало на скандальных дебатах с Трампом в Атланте, и даже не скупая слеза, оброненная им, когда он, выйдя на трибуну, обнял свою дочь, объявившую о его выступлении. Удивительно было то, что о появлении Байдена не сообщалось заранее. О том, что он обратится к собравшимся, делегатов уведомила неожиданно поднявшаяся на сцену Харрис, которая, кстати, тоже не должна была произносить речи. Ее выступление, как и полагается кандидату в президенты, намечено на заключительный день конвента. Это создало впечатление, что прощальная (а она выглядела таковой) речь Байдена не была запланирована и решение о том, что она будет произнесена, принималось в последний момент.
Возможно, одним из мотивов для этого стало то, что избирателям нужно было дать четкий сигнал: президент отказался от переизбрания добровольно, не держит ни на кого зла и не будет раскалывать партию, вольно или невольно подыгрывая Трампу. Поэтому политики-демократы не скупились на добрые слова в адрес Байдена. «Джо! Спасибо тебе за историческое лидерство, за службу нашему народу длиною в жизнь!» – сказала Харрис. О том же говорили другие политики, а саму речь президента делегаты сопроводили овацией.
На этом фоне несколько двусмысленно выглядела запись в сети от Барака Обамы. Его в прессе часто называли ключевым сторонником снятия Байдена с предвыборной дистанции. «Что меня больше всего восхищает в Джо, так это его порядочность, стойкость и непоколебимая вера в перспективы нашей страны. За последние четыре года именно в этих ценностях Америка нуждалась больше всего», – написал он, закончив свой текст заверением, что «гордится» президентом Байденом и своей дружбой с ним. Сам Обама в первый день съезда речь не произносил. Известно, что перед собравшимися выступит его жена Мишель Обама. Что именно она скажет, остается важной интригой мероприятия. В 2016 году ее речь на конвенте демократов в поддержку тогдашней соперницы Трампа Хиллари Клинтон очень запомнилась американцам и, вероятно, повлияла на их выбор.
В первый же день съезда выступила сама Клинтон. В своей речи она и благодарила Байдена, и поддерживала Харрис, и напомнила о компромате на ее соперника, Трампа. Клинтон призвала не забывать, что впервые в истории США на пост главы государства баллотируется человек с 34 уголовными обвинениями. Что Трамп – это нечто ужасное, убеждал делегатов и Байден. Но он упирал на то, что соперник Харрис – враг ценностей демократии. «Я баллотировался на пост президента в 2020 году из-за того, что увидел в Шарлотсвилле в августе 2017 года. Экстремисты выходят из леса с факелами, на их шеях вздуваются вены, они носят нацистские свастики и скандируют те же самые антисемитские лозунги, которые звучали в Германии в начале 30-х годов», – сказал Байден. В Шарлотсвилле в 2017 году состоялся так называемый марш объединенных правых, который осудили не только демократы, но и республиканцы. Трамп тогда отправил в отставку своего советника Стива Бэннона, которого обвиняли в покровительстве радикалам. То, что Байден решил вернуться к этой давней истории, само по себе показательно.
Трамп представляет Харрис и ее команду чуть ли не коммунистами. А Харрис и ее сторонники представляют лидера республиканцев почти фашистом. Видимо, эти обвинения и будут лейтмотивом дальнейшей избирательной кампании.
- Комментарии