Поляки вспоминают трагические события 80-летней давности

Поляки вспоминают трагические события 80-летней давности
Президент Польши Анджей Дуда награждал оставшихся в живых участников Варшавского восстания и проводил неоднозначные параллели с российско-украинским конфликтом. Фото с сайта www.prezydent.pl

1 августа в час «W» (17.00 местного времени) по всей Варшаве завоют сирены, прекратится движение транспорта, столица замрет на минуту. Это напомнит, что ровно 80 лет назад началось вооруженное выступление поляков против немецкой оккупации. На рукотворном кургане зажгут огонь памяти, который будет гореть 63 дня – именно столько длился стихийный порыв, приведший из-за обреченности амбициозного замысла к неизбежной трагической участи повстанцев. Накануне президент Польши Анджей Дуда на встрече с оставшимися в живых участниками восстания призвал обратить внимание, что в последнее время будто бы больше не слышно голосов, которые пытались бы поставить под сомнение легитимность и правоту того великого вооруженного акта. Однако это далеко не так.

Со встречи Дуды и мэра Варшавы Рафала Тшасковского с варшавскими повстанцами в парке Свободы на территории музея Варшавского восстания начались мероприятия, посвященные его 80-й годовщине. Их будет более 300, и будут они проходить по всей Польше. Президент, как и два года назад, сравнил Варшавское восстание с российско-польским конфликтом в Украине. Как и тогда, он поставил в один ряд развалины Варшавы и Мариуполя, не давая себе отчета в том, что к разрушению города имели причастность поставляемые Польшей вооружения. В словах Дуды прозвучало сожаление, что украинцам до сих пор не удалось вернуть Мариуполь, который, опять же по его словам, они будут восстанавливать, возможно, на протяжении десятилетий.

Не прекращающиеся до сих пор дискуссии вокруг Варшавского восстания все же можно привести к одному знаменателю. Крупнейшая вооруженная акция подполья в оккупированной немцами Европе в военном отношении была направлена против фашистских захватчиков, а в политическом – против идущей победным маршем Красной армии, чтобы самостоятельно освободить столицу и опередить в установлении своей власти. Именно этим руководствовались находящееся в Лондоне польское эмигрантское правительство и командование Армии Крайовой (АК).

Решение о начале восстания 1 августа 1944 года принял главный комендант АК генерал Тадеуш Бур-Коморовский. Однако польские источники отмечают, что его участие в планировании операций было незначительным. Фактически повстанческими войсками командовал полковник Антоний Хрущель, известный под псевдонимом «Монтер», произведенный во время восстания в чин бригадного генерала. По замыслу АК боевые действия должны были длиться максимум неделю, но они обернулись кровопролитной битвой и продолжались два месяца. Исход неумелого руководства привел к трагическому провалу. К тому же повстанческие отряды были плохо вооружены. В первые дни восстания вооружен был только каждый десятый повстанец. Остальные могли рассчитывать на трофейное или изъятое оружие после павших бойцов. Разрозненные бои с превосходящими немецкими войсками шли в течение 63 дней и завершились капитуляцией 3 октября 1944 года.

Считается, что во время уличных боев из 50 тыс. солдат и офицеров погибло около 18 тыс. человек, а 25 тыс. получили ранения. Потери же среди мирного населения столицы составили примерно 180 тыс. убитых, тысячи горожан без вести пропали, оставшихся в живых более 500 тыс. жителей Варшавы угнали на принудительные работы или в концлагеря. По оценкам, до начала войны в Варшаве проживало 1,3 млн человек, из них более 300 тыс. составляло население еврейского происхождения.

Пылающий город был почти полностью разрушен до такой степени, что после окончания войны местные власти всерьез поставили вопрос о переносе польской столицы в Краков, Лодзь или Познань. Решение же о восстановлении Варшавы принял Сталин, что и началось почти сразу после ее освобождения 17 января 1945 года войсками Красной армии и 1-й армии Войска польского на поступающие из Советского Союза средства.

Про это сейчас в Польше не принято вспоминать. Зато живуч тезис о бездействии советских войск, об отказе СССР и лично Сталина в помощи восставшим, хотя документы свидетельствуют, что поддержка была и огнем артиллерии, и снабжением вооружения и грузами с воздуха советской авиацией. Постепенно приглушаются и дискуссии о целесообразности Варшавского восстания. Но они не прекратились полностью. Как раз во время выступления Дуды на сайте старейшего польского общественно-политического еженедельника Myśl Polska появилась обширная статья о фальшивых годовщинах и героях. Ее автор, польский историк и политик Петр Панасюк, пишет о бессмысленных политических амбициях незрелых руководителей, которые привели к тому, что Варшава заплатила страшную цену за восстание: 200 тыс. человек погибло, 650 тыс. выселили и вывезли, уничтожены самые ценные предметы польской культуры, от города осталась пустыня руин. Вот лишь фрагмент статьи: «Имена тех, кто привел к этому, должны быть стерты из пантеона польских героев и прокляты следующими поколениями, как те, кто вызвал величайшую гекатомбу поляков в истории. Однако этого не происходит. Хрущель, Окулицкий и Бур-Коморовский имеют свои улицы, скверы, площади. За их преступления и беспомощность обвиняют других. Это Сталин виноват, что не помог сумасшедшим, это Зигмунд Берлинг, это Владислав Гомулка и Красная армия, конечно. Культ лжи настолько силен, что в бешеном порыве разрушаются памятники советским солдатам, освободившим наши земли, 600 000 из которых пожертвовали свои жизни во имя нашей свободы и безопасности. Эти самые позорные поступки – плевок на элементарное знание нашей истории, на некий моральный канон, который мы должны передать будущему поколению неприкосновенным, ибо иначе они неразличимы в меандрах все более сложной геополитики».

02:03
87
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.