Демократы приступают к выборам Камалы Харрис
С четверга, 1 августа, начинаются онлайн-выборы кандидата в президенты от Демократической партии США. Их исход выглядит предрешенным. Национальный комитет (руководящий орган партии) предложил к голосованию только одну кандидатуру: вице-президента страны Камалу Харрис. Она уже фактически ведет свою избирательную кампанию с 22 июля, с того момента, как глава государства Джозеф Байден отказался от переизбрания и рекомендовал однопартийцам поддержать ее. И все же интрига во внутрипартийной борьбе есть: неизвестно качество победы Харрис (сколько голосов она в итоге наберет) и имя того, кто будет назван ею своим кандидатом в вице-президенты.
Национальный комитет Демократической партии пошел на беспрецедентный в истории американской демократии шаг. Он дал добро на выдвижение кандидата в президенты до партийного съезда (конвента), намеченного на конец августа. Делегатам конвента предложено проголосовать за Харрис досрочно и в режиме онлайн. Голосование будет длиться с 1 по 5 августа, а не по 7 августа, как предполагалось ранее. Национальный комитет решил сократить время волеизъявления делегатов на два дня, чтобы Харрис поскорее назвала имя кандидата вице-президента. Как сообщил ее предвыборный штаб, она появится со «вторым номером» 6 августа, на митинге в Филадельфии. С Пенсильвании (одного из колеблющихся штатов, которые, по сути, и решают исход выборов) начнется ее четырехдневное турне (она побывает в западных регионах штата Висконсин, в Детройте, Фениксе и Лос-Анджелесе), которое, по сути, и будет официальным началом избирательной кампании Харрис.
Кто станет демократическим кандидатом в вице-президенты, до сих пор неизвестно. Штаб Харрис заявлял, что она еще не определилась. Агентство Bloomberg, ссылаясь на свои источники, утверждает, что выбор будет сделан из трех человек: губернатора Пенсильвании Джоша Шапиро, губернатора Миннесоты Тима Уолза и очень неожиданного кандидата – сенатора от Аризоны Марка Келли, известного в стране, да и в мире не столько как политик, сколько как астронавт и брат-близнец астронавта Скотта Келли. Прочие претенденты – губернатор Кентукки Энди Бешир, министр транспорта Пит Буттеджадж, губернатор Мичигана Гретхен Уитмер и ряд других, называвшихся прежде в прессе, якобы уже всерьез не рассматриваются. Само обилие фамилий, фигурирующих в списке возможных кандидатов за считаные дни до того, как должен быть сделан выбор, уже говорит о том, в какой спешке приходится действовать Харрис и ее команде. Время действительно поджимает.
Борьба за пост президента США выходит на финишную прямую. Выборы 5 ноября, а на 10 сентября назначены вторые дебаты Трампа и Байдена. Так как Байден выбыл из борьбы, его место займет Харрис, вне зависимости от того, поддержит ее конвент или нет. Во вторник она официально это подтвердила. На митинге в Джорджии Харрис вызвала Трампа на дебаты, потребовав, чтобы свои язвительные заявления в ее адрес он сказал ей «прямо в лицо». Судя по ее речи, она намерена придерживаться не слишком удачного, по мнению многих наблюдателей, полемического приема – напоминать о приговоре Трампу (напомним, он признан виновным в финансовых махинациях) и о своей работе генеральным прокурором Калифорнии. «Поверьте мне, я знаю таких типов, как Трамп, я имела с ними дело всю свою карьеру» – сказала Харрис. Она выражает готовность полемизировать со своим соперником на любой площадке. Трамп же за последнее время делал заявления, из которых следует, что для него были бы предпочтительными дебаты на лояльном республиканцам канале Fox news. Это хороший знак для Харрис. Значит, соперник ее опасается. С Байденом Трамп соглашался дебатировать на любом телеканале. В итоге дебаты прошли в Атланте, в студии симпатизирующей демократам телекомпании CNN, и все равно завершились сокрушительным поражением действующего президента.
Эксперт Российского совета по международным делам Павел Шариков обратил внимание на то, что у Харрис, вопреки существующему в американской прессе стереотипу, все же нет негативного опыта участия в теледебатах. В 2020 году она участвовала в них на этапе внутрипартийных праймериз. Зрители дали ей не очень высокую, но и не позорно низкую оценку. Зато на дебатах с тогдашним кандидатом в вице-президенты от Республиканской партии Майклом Пенсом она выступила в целом неплохо. По опросам – даже лучше, чем ее соперник. Учитывая, что на президентских дебатах в США шансы их участника на победу по-настоящему снижает только сокрушительное поражение, можно сказать, что Харрис это испытание выдерживала с честью.
«За период после Второй мировой войны лишь два вице-президента проигрывали выборы: Альберт Гор и Ричард Никсон. Причем оба проиграли очень достойно. В 2000 году Гор набрал больше голосов, чем Джордж Буш–младший, и не стал президентом только из-за решения суда. В 1960 году Никсон, который, кстати, на дебатах был менее убедителен, чем его соперник, молодой Джон Кеннеди, проиграл с минимальным перевесом. Так что у Харрис хорошие шансы», – считает Шариков.
Обнадеживает ее и социология. Согласно свежим опросам, Харрис ведет предвыборную кампанию явно лучше Байдена. Тот проигрывал Трампу во всех колеблющихся штатах. Харрис идет там со своим соперником вплотную, кое-где опережая его на 1–2%. Важно и то, что за нее консолидированно выступает вся партия, и левое, и центристское крыло. Во всяком случае, так утверждает Национальный комитет. По его данным, свыше 90% делегатов конвента в ходе онлайн-голосования поддержат ее кандидатуру и никаких сюрпризов не ожидается.
- Комментарии