Пентагон ищет точку опоры в Гвинейском заливе

Пентагон ищет точку опоры в Гвинейском заливе
На фото выступление председателя КНШ ВС США Чарльза Брауна на заседании ACHOD. Фото Reuters

В Ботсване завершилась конференция начальников штабов стран Африки (ACHOD) под эгидой США. Основным вопросом, которым интересовался Вашингтон в рамках мероприятия, стали новые точки дислокации на фоне вывода американского контингента из Нигера. Потеря доступа к базам в сахельской стране уже привела к тому, что Пентагон не может отслеживать активность джихадистов в Африке. Однако то, насколько в нестабильной ситуации США добиваются укрепления альянсов на континенте, показали протесты в Кении, которой в этом месяце Белый дом присвоил статус основного союзника вне НАТО.

Заседание ACHOD собрало военачальников из 35 стран континента. Конференция впервые с момента своего создания в 2017 году была организована на территории Африки. Кроме того, переговоры в Ботсване стали первым с 1994 года эпизодом, когда председатель Комитета начальников штабов (КНШ) Вооруженных сил (ВС) США посетил одну из стран к югу от Сахары. Кажется, это стало свидетельством того, насколько американская сторона обеспокоена и активизацией местных джихадистских группировок, демонстрирующих гибкость в образовании ситуативных военных партнерств, и снижающимся влиянием западных стран, не сумевших адаптироваться к цепочке военных переворотов в Сахельской зоне.

Африканские военачальники прибыли на конференцию, чтобы прояснить у США их планы в отношении активизировавшихся локальных группировок. Американскую делегацию, в свою очередь, интересовало то, в какой части Западной Африки Пентагон может сформировать новый форпост на фоне вывода войск из Нигера, окончание которого запланировано на середину сентября. Сообщается, что переговоры о размещении американского контингента ведутся со странами Гвинейского залива – Бенином, Кот-д’Ивуаром и Ганой. Среди альтернатив у экспертов фигурировал и Чад, где сейчас у США дислоцированы 20 военных и группа морских пехотинцев. Однако и здесь местные власти попросили Пентагон оптимизировать свое военное присутствие.

«В регионе есть и другие страны, в которых у нас есть небольшое присутствие или с кем мы поддерживаем отношения, – подчеркнул, выступая в Ботсване, председатель КНШ ВС США Чарльз Браун. – Мы продолжим развивать эти отношения, что может позволить нам разместить в некоторых из них силы, которые мы имели в Нигере».

Однако в частных разговорах с западными новостными агентствами военные чиновники утверждают, что эффективной альтернативы базе в нигерском Агадесе нет, как нет окончательного решения по поводу передислокации в Бенин, Кот-д’Ивуар и Гану. По их словам, Пентагон уже утратил «способность отслеживать угрозу» на континенте, который, по многим оценкам, постепенно превращается в штаб-квартиру глобальных джихадистских сетей.

То, насколько нестабильной остается ситуация в некоторых странах континента, проиллюстрировали протесты в Кении – стране на восточном побережье, которая в этом месяце получила от США статус основного союзника вне НАТО. Манифестации против введения дополнительных налогов начались 18 июня и быстро охватили всю страну. Их участники заявляют, что новые поборы нанесут ущерб экономике и повысят стоимость жизни для простых кенийцев, которые и так едва сводят концы с концами. Президент страны Уильям Руто в среду отказался подписать налоговый проект и отправил его на новое рассмотрение в парламент. Накануне он распорядился направить регулярные силы на подавление беспорядков.

В разговоре с «НГ» востоковед Наталья Филиппова заметила, что иностранное военное присутствие в Африке представлено преимущественно США и Францией. «После смены власти в странах Сахеля Франция стала первой уменьшать свой контингент, – напомнила собеседница «НГ». – Несмотря на то что это, безусловно, потеря, министр иностранных дел Франции Стефан Сежурне уже в апреле заявил, что в Африке есть не только страны Сахеля и Франция продолжит развивать отношения с другими государствами. США тоже будут придерживаться такой же тактики».

По словам эксперта, и Франция, и США связывают свой уход с опасениями относительно роста активности террористических групп. «Однако ресурсы для борьбы с террористами остаются, потому что сам регион окружен военными базами, расположенными и в Западной Африке, и на севере. Более того, может быть привлечена та же Западная Ливия, где есть военное присутствие Турции и Италии», – отмечает собеседница «НГ».

Другое опасение, отмечает Филиппова, заключается в том, что Нигер теперь будет продавать уран Ирану. «Однако понятно, что в условиях санкций для Нигера – это скорее возможность использовать уран в качестве обменной валюты для получения средств, – рассуждает эксперт. – Потеря Сахеля – это не то, с чем можно просто смириться, поэтому и США, и Франция будут искать пути, чтобы вернуться. Из имеющихся средств – щедрые финансовые предложения. Нельзя исключать, что активизацию террористических групп также можно спровоцировать с целью показать, что смена режима и приход России не решают проблему терроризма».

20:13
147
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.