Ради вина Австралия простила Пекину все
Канберра и Пекин помирились, но не совсем. Глава правительства Китая во время визита на пятый континент, переговорив с премьером Энтони Альбанезе, сказал, что достигнута договоренность «правильно управлять разногласиями». Эта туманная фраза подразумевала, что период вражды, стоивший австралийским экспортерам убытков на 13 млрд долл. в год, закончился. Австралийский же лидер подчеркнул, что оба государства будут сотрудничать, но разногласия никуда не делись. Действительно, Пекин видит угрозу своей безопасности в военном пакте AUKUS (Австралия, Британия, США). А в Южно-Китайском море произошли столкновения между китайскими и австралийскими военными кораблями.
Заслуга Альбанезе, лейбориста, в нормализации отношений с Китаем, главным торговым партнером Австралии, несомненна. Как передает агентство АР, связи с Китаем заметно улучшились после того, как в 2022 году после девяти лет правления консервативного правительства к власти пришли лейбористы. С тех пор Пекин отменил большинство официальных и неофициальных пошлин на уголь, хлопок, вино, ячмень, древесину. А при предыдущем правительстве Китай заморозил взаимные контакты даже на уровне министров. Перемены особенно нравятся министру сельского хозяйства Австралии Марри Уотту. «Сам факт, что впервые после 2017 года к нам приехал китайский премьер, сулит большие перспективы», – заявил он.
Взбодрились и виноделы. Ведь Минторг Китая окончательно ликвидировал пошлины на австралийское вино, которые доходили до 218,4%. Установление пошлин имело катастрофический эффект. В 2019 году Австралия продавала Китаю вина на 1, 24 млрд долл. А к 2023-му продажа составила всего 1 млн долл.
Но Ли, понятно, печется не столько о тех своих согражданах, кто не прочь выпить вина, сколько о минеральных богатствах Австралии, которые для Китая имеют стратегическое значение. Он планировал договориться о новых разработках и закупках ряда полезных ископаемых. А пока премьер посетил завод по переработке лития на западе страны. Этот завод контролирует Китай. Но в этой области не все так просто, как с вином. США встревожены проникновением китайцев в сферу добычи критически важных минералов, а также тем, что они контролируют цепочки поставок в сектор возобновляемой энергетики. Поэтому Министерство финансов Австралии приказало пяти китайским компаниям вывести свои акции из местной фирмы Northern Mineral, которая добывает редкоземельные металлы.
Альбанезе в этой связи сказал Ли Цяну, что вопросы, по которым существуют разногласия, не исчезнут сами по себе, «если мы будем хранить молчание о них». Это, очевидно, было ответом на заявление Ли, распространенное через посольство КНР. Оно содержало предложение о том, чтобы положить на полку разногласия в интересах благоприятного развития отношений. Действуя в соответствии со своим курсом, хозяин поднял перед гостем вопрос о столкновениях кораблей двух стран в Южно-Китайском и Желтом морях. В результате могли пострадать австралийские моряки, указала Канберра.
О реальном состоянии отношений двух стран ярко свидетельствует и то, что Канберра не разрешила китайской гигантской телекоммуникационной компании Huawei создать сеть станций 5G. Причина – опасения Канберры за безопасность страны. Бенджамин Гершкович, эксперт по Китаю в Национальном университете Австралии, говорит, что Китай не добьется каких-либо твердых обязательств от Австралии. Но одну уступку он все же получил. Канберра в отличие от большинства союзников США не наложила никаких санкций на китайские компании, подозреваемые в помощи военно-промышленному комплексу России.
Очевидно, желание австралийского бизнеса получить беспрепятственный доступ к рынку Китая столь велико, что Канберра предпочла закрыть глаза на проникновение друзей КНР, а порой и агентов во многие общественные организации в стране. Тут особняком стоит «дело Ян Хэнцзюня», гражданина Австралии, приговоренного в Китае к расстрелу за шпионаж. Как передало Reuters, Ян, блогер и автор детективных романов, родился в Китае. Он работал в Нью-Йорке. А в 2019 году прилетел в Китай и был арестован прямо в аэропорту г. Гуанчжоу.
В феврале суд в Пекине приговорил Яна к смертной казни, но с отложенным сроком приведения в действие. Австралийское правительство назвало приговор ужасным. Пекин проинформировал о приговоре австралийских дипломатов. Но им не дали разрешения посетить заключенного. Причем после приговора его перевели из центра временного содержания в тюрьму. Два сына Яна, которые живут в Австралии, просили Альбанезе добиться его освобождения по медицинским показателям. Но, вероятно, никакого сдвига в этом деле нет. Отложенный смертный приговор дает обвиняемому отсрочку на два года от казни. После этого он автоматически получает пожизненный срок.
- Комментарии