Ахмадинежад хочет реванша вопреки угрозам верховного лидера

Ахмадинежад хочет реванша вопреки угрозам верховного лидера
Отношения верховного лидера Али Хаменеи и Махмуда Ахмадинежада во времена президентства последнего были напряженными. Фото Reuters

Махмуд Ахмадинежад, занимавший пост президента Ирана в 2005–2013 годах, прошел регистрацию для участия во внеочередных выборах главы исполнительной власти. Политик-популист, правление которого запомнилось повышением конфронтации в отношениях с Западом, скачком в развитии национальной ядерной программы и учреждением полиции нравов, намерен занять место погибшего 19 мая Эбрахима Раиси. Выдвижение происходит вопреки давним предупреждениям верховного лидера Али Хаменеи, который давал понять: переизбрание Ахмадинежада станет фактором поляризации иранского общества.

На краткой пресс-конференции после подачи документов в избирательный штаб Ахмадинежад заявил, что все стоящие перед Исламской Республикой проблемы можно решить. Важным условием в этой ситуации бывший президент Ирана считает «максимальное использование национального потенциала». В числе своих приоритетов 63-летний политик выделил «комплексную борьбу с бедностью и повышение показателей благосостояния».

В 2005 году Ахмадинежад впервые выиграл президентские выборы, набрав во втором туре 61,75% голосов. В 2009 году он переизбрался, получив результат на два процентных пункта больше. Сейчас у него есть право выдвигаться в третий раз, согласно национальному законодательству, потому что была выдержана необходимая пауза. Другой вопрос, что предыдущие попытки Ахмадинежада баллотироваться заканчивались дисквалификацией.

За время президентства Ахмадинежад запомнился жесткой риторикой в адрес Запада и форсированием темпов развития ядерной программы Ирана. Именно при нем в 2006 году в Исламской Республике начала работу так называемая полиция нравов – репрессивный орган, работа которого в недавнем прошлом становилась поводом для протестных акций. Впрочем, Ахмадинежад отличился и игрой на бедный электорат, в том числе за счет жилищных программ.

Немаловажным фактором остается то, что открытым противником выдвижения Ахмадинежада является верховный лидер Ирана. В 2016 году Хаменеи в одном из своих выступлений намекнул, что посоветовал политику избегать участия в выборах. Тогда рахбар отметил, что необходимо воздерживаться от «шагов, которые могут поставить под угрозу единство и целостность страны». По его словам, это может быть использовано внешними врагами Тегерана.

Фигура Ахмадинежада является проблемной, потому что его переизбрание в 2009 году спровоцировало массовые протесты и последовавшие за ними широкомасштабные репрессии. Оппозиция в лице лидера реформаторского движения Мир-Хосейна Мусави утверждала, что результаты были сфальсифицированы, в связи с чем иранские власти в качестве компромисса даже пошли на создание Независимой комиссии по оценке итогов президентских выборов 2009 года.

Оппозиционное издание Iran Wire отмечает, что только смена высшего руководства в Иране может создать благоприятные условия для возвращения Ахмадинежада в большую политику. Он сохранял осторожность в риторике во время массовых протестов 2022 года и начавшегося в октябре 2023 года конфликта вокруг Газы, в связи чем Iran Wire предполагает: на экс-президента продолжают оказывать давление такие силы, как Корпус стражей исламской революции.

Так это или нет, покажет только запланированное на 11 июня оглашение списка допущенных до выборов кандидатов. Все они перед этим пройдут фильтрацию со стороны регулятора – Совета стражей Конституции Ирана.

В разговоре с «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин обратил внимание на то, что регистрация Ахмадинежада – штатный случай. «Это не значит, что его допустят до выборов: сначала кандидатов регистрируют, а потом уже происходит отбор, кто из них будет допущен, а кто – нет, – заметил собеседник «НГ». – Пока что его регистрация не значит примерно ничего. Ахмадинежад каждые выборы пытается зарегистрироваться, однако его не пускают. Если мы говорим о серьезном прецеденте, то это не прецедент».

Эксперт вместе с тем подчеркивает: перспектива Ахмадинежада быть допущенным до выборов крайне низка. «Он человек непредсказуемый, человек, который постоянно создает какую-то суматоху. Как может смотреть на это правящий класс – в первую очередь духовный лидер и его окружение...» – рассуждает Смагин.

«Другой вопрос, что сейчас главная проблема системы в том, что население не заинтересовано участвовать в избирательном процессе, поэтому почти наверняка на текущих выборах будет низкая явка, – предполагает собеседник «НГ». – И в этом смысле, конечно, могут возникнуть идеи, как попытаться вдохнуть какую-то жизнь, какую-то конкуренцию в выборы. И в этой логике Ахмадинежад может быть допущен. Вернее, это его единственный шанс – участвовать, чтобы разбавить политическое поле».

Смагин отмечает, что у Ахмадинежада не такая большая народная поддержка. «Думаю, что в этом смысле гораздо было бы интереснее, если бы допустили какого-нибудь умеренного реформатора, вроде, например, Мир-Хосейна Мусави», – резюмировал собеседник «НГ».

20:43
110
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.