Перед выборами в парламент британцам пообещали вернуть воинскую повинность
Премьер-министр Британии Риши Сунак после внезапного решения о проведении досрочных выборов выступил с еще одной неожиданной инициативой. Он заявил, что в случае победы его Консервативная партия вернет всеобщую воинскую повинность, отмененную в стране в 1960 году. Возможно, Сунак полагает, что таким образом он сможет сплотить вокруг тори патриотически настроенный электорат, отвратив его от конкурента – партии «Реформируем Соединенное Королевство». Пока, однако, этот ход не оценили даже однопартийцы премьера. Все больше действующих депутатов парламента отказываются переизбираться от консерваторов.
Свою идею Сунак изложил в статье для газеты The Daily Mail – одного из самых популярных британских таблоидов, к тому же традиционно близкой к тори. Ее публикацию в воскресном приложении издания он предварил обращением. Оно опубликовано на сайте The Daily Mail. В нем Сунак рассказал о подготовленном его кабинетом плане по введению всеобщей воинской повинности. Каждый британец независимо от пола будет призываться на годичную воинскую службу либо посвятить 25 дней в году общественно-полезной деятельности – работе в пожарной охране, больницах и т.д. В обращении Сунака необходимость этих нововведений объясняется двояко. «Одна из проблем нашего общества – в том, что у нас есть поколение молодых людей, не имеющих возможностей, которые они заслуживают», – сказал премьер, имея в виду, что обязательная служба даст молодым британцам профессиональные навыки, возможно, полезные в профессиональной карьере. Вместе с тем Сунак говорил и о том, что молодежь будет жить в более опасном и разделенном мире, нежели тот, что есть сейчас. «Нет сомнений, что демократические ценности находятся под угрозой», – отметил он.
При этом премьер избегал слов «всеобщая воинская повинность». Он не считает, что возвращает страну к давно отмененной практике. Для того чтобы пойти в солдаты, дескать, желающим придется еще постараться и пройти непростые испытания. Сунак предлагает равняться на пример Швеции. Там с января этого года введена отмененная после окончания холодной войны обязательная гражданская служба. Призываются спасатели и специалисты в области энергетики. Это объясняется необходимостью поддерживать критически важные сферы в случае войны. Слово «война» Сунак не произнес. Он лишь сказал, что необходимость гражданской службы особенно явно проявилась во время пандемии. Правда, не совсем понятно, почему он о ней вспомнил лишь четыре года спустя, накануне выборов.
Апелляция к угрозам национальной безопасности может быть вызвана тем, что консервативным правительствам не только Сунака, но и его предшественников, Бориса Джонсона и Элизабет Трасс, почти нечем хвалиться. Экономика получила удар не только от пандемии, но и от последствий брекзита. Вопреки обещаниям границу на замке держать не получается (более 10 тыс. нелегалов пересекли Ла-Манш только в этом году), не удалось решить проблемы в Национальной системе здравоохранения. Из достижений, которые Сунак может поставить себе в заслугу, можно выделить только снижение уровня инфляции. За этот успех партия держится как за спасательный трос в попытке добиться хоть сколь-нибудь приемлемого результата на выборах.
Кроме того, план премьера появился в тот самый момент, когда выяснилось, что в победу не верят очень многие его однопартийцы. Аж 79 консерваторов – членов Палаты общин отказались от участия в выборах. Это даже больше, чем в 1997 году, когда консерваторы плохо выступили, а лейбористы с Тони Блэром одержали такую убедительную победу, что гордятся ею по сей день. Последним снявшимся с предвыборной гонки стал не кто иной, как архитектор брекзита и министр жилищного обеспечения, общин и местного самоуправления Майкл Гоув. Расклады таковы, что он мог бы проиграть в своем округе представителю либеральных демократов, пишет в связи с этим The Guardian. Но к чести Гоува, поносить правительство, как это сделала, например, обидевшаяся на свою отставку с поста главы МВД Суэлла Браверман, он не стал и даже заявил о том, что Сунак – достойный премьер. Многие тори понимают, что переизбраться не смогут. Поэтому неожиданный ход премьера, объявившего о перевыборах, возмутил многих членов парламента. Многие консерваторы отказываются идти на переизбрание по другим причинам: они уверены, что в целом партия проиграет, и не хотят стать участниками ее позора.
Не исключено, что конкурировать консерваторам придется не столько с лейбористами, сколько с правыми реформистами, которые, подобно правым силам стран Евросоюза, могут перехватить повестку у более умеренной партии власти. Если рассуждать в этом контексте, то призыв к патриотизму и службе выглядит вполне рациональной попыткой показать, что не только ультраправые готовы отстаивать страну во что бы то ни стало. Другое дело, что для западного избирателя подобный электоральный трюк тори может показаться перекладыванием ответственности за безопасность правительства с себя на граждан, в частности юных.
Следует отметить, что молодежью занялись не только консерваторы. Глава лейбористов Кир Стармер заявил, что хорошей идеей было бы дать возможность голосовать на выборах не с 18, а с 16 лет. В Шотландии и Уэльсе уже приняли соответствующий закон применительно к выборам местного уровня. Желание лейбористов расширить электорат ясно: молодых консерваторов явное меньшинство в сравнении с ультралевой молодежью. По данным The Independent, только в Англии тори потеряли бы 8 мест в парламенте в случае, если бы голосовать можно было с 16 лет.
- Комментарии