Лидер Тайваня призвал Китай не нападать
На Тайване состоялась инаугурация нового президента Лая Циндэ. Он заявил, что хочет мира с КНР, и призвал ее отказаться от военных угроз. «Я надеюсь, Китай выберет диалог, а не конфронтацию», – пояснил Лай. Но в Китае Лая называют раскольником и напоминают, что его Демократическая прогрессивная партия (ДПП) получила на выборах всего 40% голосов. Китайские СМИ обвиняют власти на острове в запугивании тех граждан, которые хотят расширения связей с материком. В результате шансов на мирное воссоединение становится все меньше.
Пекинская газета Global Times утверждает, что многие на острове, включая членов оппозиционных партий, призывали нового президента не озлоблять Китай и не нагнетать напряженность. В Тайбэе в воскресенье даже прошла демонстрация протеста против «зеленого террора». Зеленый – это цвет ДПП, отсюда и протест под таким лозунгом. Власти Тайваня, согласно версии китайского таблоида, практикуют «раскольнический фашизм» и преследуют людей, выступающих за воссоединение.
Аналитики по обеим сторонам Тайваньского пролива полагают, что решения Лая будут зависеть от соперничества между КНР и США. С одной стороны, Китай будет продолжать оказывать военный нажим на остров, чтобы предотвратить сепаратистские действия или возможные провокации.
С другой стороны, президент США Джозеф Байден не может себе позволить, чтобы в Азиатско-Тихоокеанском регионе возник геополитический кризис. Ему хватает кризисов в Украине и Газе. Поэтому Вашингтон позаботится о том, чтобы сепаратистский местный лидер не вел себя слишком провокационно и не вышел из-под контроля.
Ван Чжэнвэй, директор Политического института в университете города Сямэнь, говорит, что Лай больший экстремист, чем его предшественница. Но благодаря давлению со стороны США он вряд ли продемонстрирует чрезвычайную враждебность к Китаю.
The New York Times пишет, что Лай обещал идти по узкой дороге предыдущего президента Цай Инвэнь, сопротивляясь Пекину, но не провоцируя его. Это будет сложно. Он должен сохранить демократическое будущее Тайваня на фоне боевых действий за границей, расхождений в США насчет того, какие все же у них приоритеты в сфере безопасности.
В своей речи Лай дал зарок укреплять связи с Вашингтоном и другими западными партнерами, усиливать армию Тайваня. Он также протянул оливковую ветвь Пекину, предложив переговоры в том случае, если он откажется от главного предварительного условия: Тайвань соглашается, что он часть Китая.
Но сумеет ли Лай идти курсом своей предшественницы? Он не столь опытен в международных делах, как Цай. Он делал довольно воинственные заявления, их могут ему припомнить. Еще один момент. Оппозиционные партии на выборах в начале года завоевали большинство мест в высшем законодательном органе. А Цай за те восемь лет, что она занимала пост президента, с такой проблемой не сталкивалась.
В тот момент, когда западные страны больше всего встревожены событиями в Украине и на Ближнем Востоке, председатель КНР Си Цзиньпин пользуется этим и добивается ослабления антикитайских альянсов. Неопределенность перспектив усиливают и предстоящие выборы в США.
Харис Темплмен, научный сотрудник Института Гувера, утверждает, что Пекин ненавидит Лая еще больше, чем Цай, и может усилить экономический и военный нажим на Тайвань, чтобы ослабить власть нового президента. Недаром китайские чиновники энергично обхаживают оппозиционную партию Гоминьдан, которая предпочитает более тесные связи с Китаем. Именно Гоминьдан завоевал больше всего мест в парламенте.
Не стал отмалчиваться и Брент Кристенсен, бывший директор Американского института на Тайване – посольства де-факто. «Лай – это вовсе не безрассудный поджигатель войны, каким его изображает Пекин. Но в 2017 году он назвал себя «прагматическим работником во имя независимости Тайваня». Этого Пекин не забыл, у него хорошая память», – говорит Кристенсен.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Во всяком случае, шансов на снижение напряженности нет никаких. У власти остаются те же самые группы тайваньской элиты, которые настроены на укрепление суверенитета острова, не вызывая резкой реакции Пекина. На острове идет вытеснение китайской культуры, замена ее на туземную, тайваньскую.
В то же время Тайбэй, учитывая настроения населения острова, будет продолжать курс, который по-китайски называется «бу тхун, бу ду». То есть не объединяться и не провозглашать независимость».
- Комментарии