Шольца побуждают теснее сотрудничать с Китаем
Во вторник завершился визит федерального канцлера Германии Олафа Шольца в Китай. Кульминацией трехдневной поездки стала встреча Шольца с председателем КНР Си Цзиньпином, в ходе которой канцлер намеревался затронуть множество вопросов как двусторонних связей, так и отношений Китая с Евросоюзом. Видимо, поэтому накануне встречи с совместным заявлением выступили члены немецкой делегации, высокопоставленные менеджеры автоконцернов BMW и Mercedes. Они призвали канцлера, несмотря на разногласия, сделать ставку на сотрудничество с Китаем.
Если судить по публикации журнала Spiegel, топ-менеджеры двух ведущих автогигантов Германии предостерегли Шольца от споров с китайским лидером по поводу ситуации с дисбалансом в торговле с Европой. Они считают, что китайская экономика растет неожиданно высокими темпами при наличии государственной поддержки. И немецкий автомобильный бизнес не хотел бы участвовать в дискуссиях о честности или нечестности подобной практики. Таким образом, они прямо указали канцлеру на нецелесообразность требовать от Китая в сложившейся ситуации устранения дисбаланса в торговле за счет сокращения экспорта в страны ЕС дешевых китайских товаров.
Находящийся в составе делегации глава концерна Mercedes Оле Келлениус, слова которого приводит журнал, считает, что Германии как экспортной экономике следует противостоять всем торговым ограничениям. Из этого можно сделать два вывода. С одной стороны, немецкий бизнес опасается, что антикитайские санкции, которые может ввести Брюссель, приведут к торговым войнам и негативно отразятся на немецких фирмах. С другой – можно предположить, что инвестиционные программы ряда немецких концернов как раз и нацелены на участие в китайской экспансии на Европейском континенте. Не случайно Келлениус считает Китай скорее шансом, чем риском для немецкой экономики.
В этом плане важен и китайский подход к торговле с Германией. Агентство Reuters приводит слова лидера КНР, который считает, что сотрудничество межу Китаем и Германией представляет собой не риск, а гарантию стабильности и открывает возможности на перспективу. По мнению Си Цзиньпина, промышленные цепочки поставок Китая и Германии глубоко переплетены, и рынки двух стран взаимосвязаны. Под углом зрения фактического нажима на Шольца со стороны немецких деловых кругов и их китайских партнеров разработанная в прошлом году под давлением «Зеленых» «стратегия снижения рисков» (направленная на то, чтобы избежать чрезмерной зависимости от китайских поставщиков) оказывается несостоятельной. Сам Шольц пытается пройти по тонкой грани интересов «Зеленых», направленных на трансатлантическое сотрудничество под эгидой США, и интересами основной части немецкого бизнеса, ориентирующегося на мировой рынок.
Можно предположить, что Шольцу в ходе визита в Пекин удалось добиться хрупкого равновесия интересов немецкого бизнеса и его политических партнеров. Но это равновесие может быть нарушено уже нынешней осенью после оглашения результатов земельных выборов, которые грозят катастрофой для «Зеленых». Тогда во внутриполитической жизни Германии можно ожидать резких подвижек вплоть до развала коалиции и проведения досрочных выборов.
The New York Times попыталась проанализировать визит Шольца с точки зрения интересов США. Газета считает, что «экономика Германии в прошлом году сократилась, и ее слабые стороны выявили зависимость от Китая в плане экономического роста». Цены на энергоносители выросли из-за событий в Украине, чему способствовала поддержка Пекином Кремля. Немецкие компании добиваются расширения доступа к Китаю и жалуются, что сталкиваются с недобросовестной конкуренцией. Выводы газеты показывают, что для США речь уже пошла о конкуренции с Китаем за европейский рынок после удаления из него России.
- Комментарии