Шольц пытается реализовать китайскую стратегию Берлина

Шольц пытается реализовать китайскую стратегию Берлина
В Университете Тунцзи, что в Шанхае, канцлер ФРГ Олаф Шольц выступил перед студентами. Фото Reuters

Федеральный канцлер ФРГ Олаф Шольц начал визит в Китай с 32-миллионного мегаполиса Чунцин, что на юго-западе страны. Канцлер в сопровождении представительной делегации немецких предпринимателей проведет в Поднебесной три дня и посетит Шанхай и Пекин. В столице КНР он встретится с председателем Си Цзиньпином.

Столь сложный маршрут был выбран неслучайно. Шольцу пришлось лететь в обход России. С другой стороны, именно в Чунцине немецкая фирма Bosch разрабатывает перспективный автомобильный двигатель на водороде. И среди мероприятий в первый день пребывания на китайской земле у Шольца состоялась встреча с разработчиками этой новинки.

В Пекине во вторник будут проведены правительственные переговоры, в которых кроме Шольца примут участие немецкие министры сельского хозяйства, транспорта и по охране окружающей среды, которые представляют «Зеленых» и свободных демократов (СвДП). Немецкая пресса отмечает, что это вторая поездка в Китай канцлера за текущий легислатурный период. Однако немецкие медиа умалчивают, что перед ним с государственным визитом в КНР приезжал глава баварского правительства Маркус Зёдер с почти такой же по составу делегацией деловых кругов.

Впрочем, прошлым летом Шольц встречался с премьером Госсовета КНР Ли Цянем во время его визита в ФРГ, так что германо-китайские связи, прежде всего в области экономики, носят интенсивный характер. Китай является крупнейшим партнером Германии в Азии, а Германия, в свою очередь, – ведущим партнером Поднебесной в Европе. Однако немцы считают, что существует торговый дисбаланс в пользу Китая, и его устранение станет также предметом переговоров Шольца в Пекине.

В пользу того, что в центре интересов немецкого бизнеса стоит автомобильная промышленность, говорит то, что в составе как делегации Шольца, так и Зёдера были топ-менеджеры автомобильных компаний ФРГ, работающих на китайском рынке, прежде всего BMW и Mercedes. Проблемой для Шольца и немецких автоконцернов является то, что Комиссия ЕС начала расследование в отношении китайских электромобилей на европейском рынке. Речь идет о государственных субсидиях китайским производителям. О расследовании было объявлено в сентябре прошлого года.

Это может позволить европейским властям вводить карательные пошлины на более дешевый импорт китайских электромобилей в попытке защитить производителей. Но Шольц предпочел бы договориться о взаимных уступках и не начинать торговые войны, которые для нынешнего состояния германской экономики почти смертельны. Посол Китая в ЕС назвал расследование «несправедливым» и заявил, что Пекин сотрудничает, «потому что мы хотим избежать ситуации, когда обеим сторонам придется прибегнуть к торговым мерам друг против друга».

Шольцу придется бороться не только с внешними, но и с внутригерманскими вызовами, касающимися Китая. И связаны они с позицией его партнеров по правящей коалиции – «Зелеными». Тем более что многое изменилось со времени предыдущего визита Шольца в Пекин.

В прошлом году Берлин представил первую стратегию по Китаю, направленную на сокращение зависимости от китайского рынка в важнейших областях и приведение Германии в соответствие с требованиями ЕС по «снижению рисков» со стороны азиатской сверхдержавы. Неслучайно, что в делегации Шольца отсутствуют министры иностранных дел и экономики, а «Зеленые» представлены главами ведомств сельского хозяйства и по охране окружающей среды, которые не были замечены в громких антикитайских акциях, характерных для Анналены Бербок и Роберта Хабека.

Ожидается, что Шольц также поставит под сомнение связи Китая с Россией на фоне СВО в Украине и агрессивности Пекина по отношению к Тайваню.

В данных вопросах канцлер, помимо прочего, сталкивается с давлением со стороны Брюсселя по геополитическим вопросам. Во время встречи с Си Цзиньпином ему придется обсудить поддержку Китаем военной промышленности России.

Кроме того, растущее военное присутствие Китая в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе вызвало обеспокоенность на Западе. «В Европе интерес к тайваньскому вопросу никогда не был таким сильным даже у Германии, которая, как правило, более ориентирована на бизнес, чем Франция или Великобритания», – считают эксперты. Они ожидают, что Шольц поднимет на переговорах тайваньский вопрос.

Депутат Европарламента Рейнхард Бутикофер, касаясь немецко-китайских переговоров, высказал следующее мнение: «Во время поездки мы можем ожидать, что Берлин, возможно, будет придерживаться той же линии, о которой говорилось ранее, – применение силы неприемлемо».

Однако дипломатические усилия Китая выходят далеко за пределы Германии. В мае Си Цзиньпин намерен посетить Европу и встретиться в Париже с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.

20:58
133
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.