Будапешту заплатили за евроинтеграцию Киева
В Брюсселе в четверг открылся двухдневный саммит ЕС. Среди множества вопросов, которые должны были обсудить лидеры стран Евросоюза, на передний план вышел один, недавно считавшийся чуть ли не техническим, – о поддержке Украины. Виной этому – неуступчивая позиция премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Перед саммитом он обещал заблокировать начало переговоров о вступлении Украины в ЕС и о создании фонда помощи этой стране. Но в день саммита тон Орбана изменился и европейские чиновники стали прогнозировать, что венгерского вето не будет. Причина метаморфозы: перед саммитом Совет ЕС разблокировал помощь Венгрии в размере 10 млрд евро.
Парадокс нынешних «украинских» дебатов в Брюсселе в том, что от их итога, в общем-то, мало что зависит.
Решение начать переговоры о вступлении в ЕС не равнозначно приему в ЕС. Если оно будет принято, то это будет означать только то, что Украина официально присоединилась к числу стран, с которыми Брюссель в принципе готов обсуждать этот вопрос. Она становится, пусть и дальше, чем государства Западных Балкан, в очередь ожидающих вступления в ЕС. На это, правда в весьма осторожных выражениях, обратил внимание секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. В интервью газете La Repubblica, он, отвечая на вопрос об украинской реакции в случае, если «зеленый свет» на переговоры с ЕС не будет дан, ответил: «Мы были бы разочарованы. Но это не будет концом света».
Это признание не помешало его начальнику, президенту Украины Владимиру Зеленскому, и в заявлениях перед саммитом, и в речи на самом саммите, по существу, говорить противоположное. Выступая по видеосвязи перед лидерами ЕС, он предупредил их, что «сейчас не время полумер и колебаний» и что в бельгийской столице решается не вопрос об евроинтеграции Украины, а определяется, быть Евросоюзу или не быть. «Люди в Европе не поймут, если результатом встречи в Брюсселе станет довольная улыбка Путина», – сказал Зеленский.
Подобное взвинчивание атмосферы мероприятия было прогнозируемым, но все же излишним. Ведь убеждать надо было не всех лидеров ЕС, а лишь одного из них – Орбана. С ним, как выяснилось уже в ходе саммита, предполагалось провести сразу несколько бесед c глазу на глаз и коллективно. С Орбаном желали обсудить Украину председательСовета ЕС Шарль Мишель, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер ФРГ Олаф Шольц. Видимо, планировался и разговор венгерского премьера с Зеленским. Но, как утверждает издание Politico, украинскому президенту не было направлено приглашение. В Брюсселе решили, что личное присутствие Зеленского на саммите только усложнит переговоры.
А самый веский аргумент, финансовый, был применен перед саммитом. Совет ЕС выполнил давнее требование Орбана: разблокировал помощь Венгрии в размере 10 млрд евро. На брифинге перед саммитом глава правительства Нидерландов Марк Рютте назвал это событие «счастливым совпадением». При этом о перспективах найти общий язык с Орбаном он говорил с неожиданным оптимизмом. Рютте заявил, что консенсус по Украине будет обязательно найден. «Пока что у нас всегда получалось достичь согласия, в том числе с Орбаном», – заметил он.
Журналисты, конечно, ждали, что скажет сам венгерский премьер. Его общение с прессой перед началом работы саммита, хоть и не полностью, но соответствовало настрою Рютте. Орбан вовсе не упомянул свое прежнее предложение – исключить вопрос о переговорах с Украиной из повестки обсуждения, а вместо этого начать дискуссию с оценкой стратегии Запада в украино-российском конфликте. Оказалось, что Венгрия не против вступления своей восточной соседки в ЕС. Единственное, чего Орбан, как следует с его слов, добивается – это соблюдения соответствующих процедур. «Когда кандидаты их выполняют – давайте начинать переговоры о членстве. Но они не были выполнены даже по оценке Еврокомиссии», – сказал он. Учитывая, что сама Еврокомиссия так не считает, можно сказать, что данный аргумент Орбана не будет признан серьезным. Венгерский премьер заявил, что Украина выполнила лишь 3 из 7 условий для начала переговоров по членству в ЕС. Еврокомиссия же ранее заявляла, что выполнены 6 условий из 7. А этого для начала переговоров достаточно. Впрочем, в данном случае еврокомиссары и Орбан считают по-разному. Так, венгерский премьер не считает, что принятием на этой неделе Верховной радой закона о правах национальных меньшинств Украина выполнила рекомендации Совета Европы, по крайней мере в отношении венгерской общины страны. Орбан настаивает на возвращении в данном случае к законодательству времен Виктора Януковича. Согласно принятому в 2012 году и отмененному в феврале 2014-го, после смены власти, закону «Об основах государственной языковой политики», венгерский язык получал статус регионального в Закарпатье.
По поводу создания Фонда помощи Украине, в рамках которого стране будет выделено до 50 млрд евро в качестве грантов и кредитов, Орбан дал еще более расплывчатый комментарий. Он не подтвердил, но и не отказался от намерения блокировать это решение. Орбан лишь напомнил, что финансирование Украины «в краткосрочной перспективе» в бюджет ЕС уже заложено, поэтому «долгосрочная и большая помощь» должна оказываться вне средств бюджета.
Решение по Украине, как ожидается, будет принято в пятницу, в заключительный день саммита.
- Комментарии