Он мог бы претендовать на президентство в США

Он мог бы претендовать на президентство в США
Генри Киссинджер и Владимир Путин неоднократно встречались. Фото Reuters

В США на 101-м году скончался Генри Киссинджер. Его называют самым влиятельным государственным секретарем после Второй мировой войны. Именно благодаря его усилиям Соединенными Штатами были предприняты крупные внешнеполитические шаги, изменившие ход холодной войны.

Генри Киссинджер, лауреат Нобелевской премии мира и дипломат, чья служба при двух президентах оставила неизгладимый след в американской внешней политике, умер в среду у себя дома в Коннектикуте, сообщила компания Kissinger Associates Inc.

Киссинджер относится к числу крупнейших политических деятелей второй половины ХХ века. В 1970-х он участвовал во многих эпохальных событиях, будучи руководителем Совета национальной безопасности и государственным секретарем при республиканском президенте Ричарде Никсоне (1969–1974). Это единственный случай в истории США, когда один человек занимал две эти должности одновременно.

Пост госсекретаря Киссинджер сохранил за собой и при Джеральде Форде (1974–1977). Форд считал Киссинджера «супергоссекретарем», хотя и отмечал его раздражительность и самоуверенность. А советский коллега Киссинджера Андрей Громыко называл его «чертом», но уважал и говорил, что на его слово можно положиться. Ведь он был сторонником улучшения отношений с Советским Союзом.

Диалог Киссинджера с советским руководством дал старт процессу разрядки, в ходе которого были заключены первые крупные соглашения о контроле над вооружениями – Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Его усилия привели к заключению четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, установлению дипотношений между США и КНР, расширению связей между Израилем и его арабскими соседями, подписанию Парижских соглашений о прекращении военных действий и восстановлении мира во Вьетнаме, за что был удостоен Нобелевской премии мира, и др.

Помимо того что он занимал высокие государственные посты, Киссинджер был крупным ученым. Ему принадлежит серия книг, которые стали учебниками для всех, кто занимается международными отношениями, сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН академик Алексей Арбатов.

«Кисинджер был ярким представителем школы так называемой реальной политики. Она проповедовала внимание и акцент не на идеологические концепции в качестве путеводителя для внешней политики, а исключительно на национальные интересы конкретных государств в той или иной геополитической ситуации. Эта приверженность сыграла полезную роль прежде всего в прекращении войны во Вьетнаме, в первой глубокой разрядке напряженности в отношениях между США и Советским Союзом, в заключении фундаментальных договоров о сокращении стратегических наступательных и оборонительных вооружений», – подчеркнул Арбатов.

Он напомнил, что диссертация Киссинджера и его первая книга были посвящены Венскому конгрессу и концерту наций ХIХ века. То есть договоренности между ведущими державами Европы после окончания наполеоновских войн о таких правилах игры, которые не позволяли ни одной из них претендовать на роль гегемона. Если какая-либо держава начинала выходить за рамки консенсуса, другие объединялись против нее. Правила реальной политики – относитесь к другим государствам не в зависимости от того, какие у них внутреннее устройство и идеология, а как к игрокам, которые могут быть и другом, и врагом. Но никогда не добивайте врага, так как в будущем он может оказаться другом.

«Это достаточно циничные правила реальной политики, которой пытался следовать Киссинджер. Классический пример: начиналась разрядка напряженности с СССР, а он совершил прорыв в отношениях с Китаем, чтобы оказать давление на Москву и добиться от нее дополнительных уступок. Несомненно, с теми же целями он выступил за сближение с Китаем и теперь, – отметил академик. – В последнее время, как неофициальное лицо, Киссинджер предлагал достичь соглашения по украинскому конфликту. Последний вариант его формулы состоял в том, что следует признать за Россией те области Украины, которые она контролирует, а оставшуюся часть Украины принять в НАТО, чтобы гарантировать Киеву безопасность и присоединить к западному сообществу».

Киссинджер был противником холодной войны, выступал против стратегического поражения России. Его принцип – с Россией надо иметь дело, противодействовать в тех вопросах, где она нарушает интересы США и Запада, но обязательно сотрудничать там, где интересы совпадают.

Что касается недостатков Киссинджера, то крупнейшим из них Арбатов считает, что, будучи приверженцем реальной политики, он не уделял должного внимания экономике и внутренней политике. Это, кстати, сыграло роковую роль в его государственной карьере: история со скандалом Уотергейт, которая резко ослабила президента Никсона и заставила его уйти в отставку раньше срока, пагубно сказалась и на Киссинджере.

Немало критиков обвиняли его в готовности использовать любые средства для достижения цели. В частности, он был инициатором политики Белого дома, поддержавшей военный переворот в Чили в 1973 году, и вторжения в Восточный Тимор в 1975-м армии Индонезии, чтобы предупредить создание на территории бывшей португальской колонии левого правительства. Санкционировал бомбардировки Камбоджи и Лаоса во время войны во Вьетнаме.

После ухода из правительства Киссинджер сохранил влияние в Вашингтоне, оставаясь неформальным советником почти всех хозяев Белого дома. Говорили, что по способностям и заслугам он мог бы и сам претендовать на президентство, если бы только не родился за пределами США. Будущий патриарх внешней политики США появился на свет 27 мая 1923 года в Баварии и получил имя Хайнц, которое потом сменил на Генри.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования вдове Киссинджера, отметив, что из жизни ушел «выдающийся дипломат, мудрый и дальновидный государственный деятель, на протяжении многих десятилетий пользовавшийся заслуженным авторитетом во всем мире». Он считает, что с именем Киссинджера неразрывно связана прагматическая внешнеполитическая линия, позволившая в свое время добиться разрядки международной напряженности, выйти на важнейшие советско-американские договоренности, способствовавшие укреплению глобальной безопасности. «Мне довелось много раз лично общаться с этим глубоким, незаурядным человеком, и я, несомненно, сохраню самую светлую память о нем», - подчеркнул президент РФ.

19:53
136
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Пользуясь сайтом apsny-line.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.