Правительство ФРГ ищет выход из бюджетного кризиса
Правительство ФРГ планирует приостановить лимит на новые заимствования, чтобы преодолеть бюджетный кризис, вызванный дырой в 60 млрд евро. Об этом заявил министр финансов Кристиан Линднер. После консультаций с канцлером Олафом Шольцем он намерен представить дополнительный бюджет на этот финансовый год.
Немецкие политики вторую неделю дискутируют о путях выхода из бюджетного кризиса, обрушившегося на страну после решения Конституционного суда (КС). Он запретил использовать выделенные ранее в обход бюджета средства на иные цели, чем первоначально намеченные в специальном законе. В результате в бюджете образовалась дыра в 60 млрд евро (см. «НГ» от 23.11.23). Главные дебаты развернулись вокруг того, как обойти конституционную оговорку, запрещающую задолженность по бюджету свыше 0,35% ВВП.
Первым шагом, предпринятым главой Минфина Линднером, скорее всего под давлением канцлера, стала чистка рядов своего министерства от противников режима долговой ямы, в которую страну намерен, судя по всему, обрушить Шольц. В отставку отправлен статс-секретарь (замминстра) Вернер Гатцер, считающийся одним из самых опытных чиновников в ведомстве. Именно он после решения КС запретил министрам тратить внебюджетные деньги и сорвал несколько важнейших программ правительства. В результате такие программы, как дотации на энергоресурсы для промышленности и перевод жилого сектора на отопление альтернативными вариантами, буквально повисли в воздухе.
Спустя 10 дней Линднер сделал выводы, несмотря на давление со стороны собственной Свободной демократической партии (СвДП). Ведь по инициативе ряда функционеров, собравших требуемую квоту голосов в этой партии, будет проведен референдум относительно целесообразности пребывания СвДП в правящей коалиции. Это связано с тем, что свободные демократы постоянно теряют голоса своих сторонников в опросах и некоторые члены партии опасаются ее исчезновения с политической сцены из-за постоянных уступок Линднера как министра финансов требованиям «Зеленых» и социал-демократов.
Правда, даже негативные результаты Линднеру не угрожают, поскольку опросы носят рекомендательный характер. А своего наиболее опасного соперника в борьбе за лидерство в СвДП он устранил, отправив однопартийца Александра Графа Ламбсдорфа в почетную ссылку главой германской дипмиссии в Москве.
Как отмечает журнал Spiegel, сейчас для правительства важно изыскать деньги для завершения финансового года и закрытия всех обнаружившихся финансовых дыр в результате решения КС. А в будущем комфортное существование возможно для кабинета министров только после отмены конституционной оговорки, когда кредиты можно будет брать в неограниченном количестве.
Единственным препятствием у правительственной «семафорной» коалиции для достижения ее целей является отсутствие в Бундестаге двух третей большинства. Поэтому поддерживающая коалицию леволиберальная пресса главный удар сейчас направляет на оппозиционный Христианско-демократический союз (ХДС), и прежде всего на его главу Фридриха Мерца, который и был фактически инициатором запроса в КС. Его обвиняют в отсталости взглядов на современную финансовую политику и даже в трампизме. Главная цель кампании – раскачать общественное мнение, создать раскол в рядах христианских демократов. И такие оппоненты в лице правящего бургомистра Берлина Кая Вегнера уже появились.
Однако, как считает федеральный министр транспорта Фолькер Виссинг (СвДП), на самом деле все эти дискуссии носят показной характер. Требуемого большинства в две трети голосов депутатов Бундестага для изменения конституционной оговорки с целью получения дополнительных средств Шольцу получить все равно не удастся. Тем более что под вопросом и сама конституционная реформа, связанная с ликвидацией оговорки, так как для этого требуется две трети голосов еще и в верхней палате парламента – Бундесрате.
В этой связи заслуживает внимания мнение главы баварского правительства Маркуса Зёдера. Он уже открыто потребовал проведения в 2024 году досрочных федеральных выборов, которые могли бы состояться параллельно с голосованием в Европарламент 9 июня.
- Комментарии