Хунта Нигера преждевременно празднует победу над Францией
Франция в ближайшие месяцы или даже недели выведет из Нигера свой воинский контингент, а также посла Сильвена Итте и ряд других дипломатов. Все это пообещал президент Франции Эмманюэль Макрон. Не исключено, что это шаг в направлении примирения французских властей и военных, захвативших власть в Нигере. Во всяком случае, так это расценили сами путчисты. Интервенция соседей Нигера теперь хоть и возможна, но шансы на то, что она будет проведена, снижаются.
Президент Франции дал интервью телеканалам TF1 и France 2, где сказал то, что от него давно желали слышать фактические власти африканской страны. «Франция решила вернуть своего посла. В ближайшие часы наш посол вместе с рядом других дипломатов вернется во Францию. И мы также прекращаем военное сотрудничество де-факто с властями Нигера, потому что они больше не хотят вести борьбу с терроризмом», – сказал Макрон.
В этих коротких словах есть все, чего военные, захватившие власть, хотели от Парижа. Речь идет не только о выводе войск и посла, но даже о возможном признании хунты. Макрон, заявив, что войска уйдут до конца года, сказал, что вывод будет идти в тесной координации с фактическими властями Нигера. «Мы продолжим помогать африканским странам в борьбе с терроризмом, но будем это делать только по просьбе демократически избранных правительств и региональных властей», – добавил он.
Это не означает, что в стране не останется иностранных вооруженных сил. В Нигере помимо 1,5 тыс. французских солдат находятся также 1 тыс. американских военнослужащих. Выводить их никто не собирается. Уйдут лишь войска бывшей метрополии, вызывающие наибольшее раздражение местных жителей.
Нельзя сказать, что заявление Макрона стало неожиданностью. О том, что французские войска все-таки могут покинуть африканскую страну, ранее призналась министр иностранных дел Франции Катрин Колонна (см. «НГ» от 06.09.23). Ее аргументация была схожей с той, что изложил президент: французские военные прибыли по просьбе президента Нигера Мохамеда Базума. Они находятся в стране исключительно для борьбы с джихадистами в координации с местными военными. Сейчас, когда Базум свергнут, а новые фактические власти не имеют международного признания, такая борьба потеряла смысл. Значит, они должны уйти. Заявление Колонна прозвучало в тот момент, когда Макрон заявлял, что ни посол, ни войска выведены из Нигера не будут, поскольку указывать, что французам делать, могут только легитимные власти страны.
Путчисты восприняли эту перемену как свою несомненную победу. «В это воскресенье мы празднуем новый шаг на пути к суверенитету Нигера. Это исторический момент, который говорит о решимости и воле народа», – приводит телеканал France 24 мнение представителя хунты. Особенно нигерские власти де-факто впечатлило то, что Макрон высказался после того, как они закрыли небо для французских самолетов. Вернее, объявили об этом. Насколько данный запрет соблюдается, непонятно.
Ранее хунта уже выступала с угрозами, которые оказались невыполненными. Были заявления о запрете транспортировки урана – но его добыча силами французского бизнеса продолжается. В августе мятежники предъявили Франции ультиматум с требованием вывести посла в течение 48 часов – в противном случае его обещали выдворить силой. Итте остался на своем месте. Правда, посольство, по сути, оказалось в осадном положении: французские СМИ отмечают, что дипломатам приходилось питаться сухими пайками, и выйти из здания, вокруг которого месяцами проходят акции протеста, практически невозможно. Напрашивается вывод, что решение вывести дипломатов и воинский контингент – это следствие неких договоренностей Франции с путчистами. А разменной картой тут может стать интервенция войск стран, входящих в Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), за которыми, как утверждает хунта, стоит именно Париж. Интервенция, уже вроде бы назначенная, все время откладывается.
Впрочем, заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни в разговоре с «НГ» отметил, что часто за заявлениями Макрона, касающимися африканских стран, бессмысленно искать какой-либо стратегический план. Французский президент часто решает какие-то свои, сиюминутные проблемы, возможно, пиаровского свойства.
«Бывает, что его громкие заявления не приводили ни к позитивным, ни к негативным последствиям. В любом случае у Франции в Нигере останется много точек соприкосновения и давления, и просто так выбросить Францию из жизни бывшей колонии не получится», – сказал эксперт.
Он обратил внимание на то, что о быстром выводе войск речь не идет.
«Поэтому возможен вариант, что Франция и Нигер еще договорятся и часть контингента даже останется. А может, все и окончится интервенцией ЭКОВАС. Но вероятность последнего сценария уже невысока», – полагает Фитуни. Эксперт напомнил, что поскольку Мали и Буркина-Фасо готовы вступиться за хунту Нигера и ее режим, то можно говорить о расколе внутри самой ЭКОВАС. Следовательно, время работает против интервенции.
- Комментарии