Пекин, возможно, наметил преемника далай-ламе
Далай-ламе, духовному лидеру тибетцев, 6 июля исполнится 90 лет. Это уже не тот человек, который легко перемещался по свету из своего убежища в городе Дхарамсала в Индии и четко и ясно отвечал на английском языке на вопросы репортеров. Годы берут свое. И окружение этого религиозного и политического деятеля испытывает тревогу по поводу того, что процедуру поиска реинкарнации (перерождения) нового далай-ламы возьмет в свои руки Пекин.
Почти семь десятилетий прошло после того, как далай-лама с группой своих приверженцев, пытавшихся поднять восстание в Лхасе, столице Тибета, укрылся в Индии. Там они стали создавать администрацию, которая должна была оказывать помощь тибетским эмигрантам и представлять их интересы на международных форумах. Западные СМИ называли ее правительством Тибета в изгнании. Это было искажением реальности. Ведь сам далай-лама говорил, что не добивается независимости для Тибета или его выхода из КНР. Цель, по его словам, состоит в том, чтобы Тибет стал автономным.
Администрация создала в Индии, да и в некоторых других странах систему помощи эмигрантам из Тибета. Она учреждала школы, клиники, монастыри, сельскохозяйственные кооперативы и даже дома для престарелых. Но человек, который был силой, сплачивающей тибетских эмигрантов, кто был самым узнаваемым лицом тибетцев на Западе и в Азии, состарился. Его мечта об автономии Тибета становится все более нереальной. А США и их союзники, как пишет The New York Times, все меньше горят желанием поддерживать тибетскую диаспору в пику Китаю.
Как бы то ни было, далай-лама обещал, что во время торжеств в честь его 90-летия он обнародует план выбора своего наследника. Тибетская традиция требует, чтобы поиски реинкарнации далай-ламы начались после его смерти. Когда нового далай-ламу идентифицируют в младенческом возрасте, может пройти два десятилетия до тех пор, пока он получит достаточное образование и возьмет в руки бразды правления. И тут неизбежно возникает вопрос о том, что над процессом подбора наследника установит контроль Пекин.
Далай-лама намекал, что можно не выполнять традиционные правила ради того, чтобы помешать контролю Пекина над избранием преемника. Он дал понять, что его наследник может быть подобран из числа тибетских эмигрантов. Их всего 140 тыс., половина живет в Индии. Далай-лама также сказал, что наследником может быть взрослый человек, не обязательно мужчина.
У Китая есть трафарет о том, как проводить процесс наследования в Тибете. После того как в 1989 году умер панчен-лама, второй по иерархии духовный наставник тибетцев, Китай нашел и вырастил своего панчен-ламу, а не того, кого назвал далай. В начале июня он встретился с председателем КНР Си Цзиньпином и заявил о том, что верен делу Коммунистической партии.
Тем не менее, как утверждает американская газета, явное вмешательство китайских властей в процесс «престолонаследования» может вызвать протесты среди населения Тибета, составляющего 6 млн человек. Тензин Цунду, активист и поэт, живущий за пределами Китая, сказал: «Далай-лама был вынужден прожить в эмиграции 65 лет. Это вызывает недовольство у тибетцев».
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «В период пребывания Тибета в составе империи Цин китайское правительство в XVIII веке изменило процедуру избрания нового перевоплощения далай-ламы, введя в нее «золотую урну». Это означало, что, когда представители тибетского духовенства формировали краткий список имен кандидатов, их имена помещались в «золотую урну». Дальше китайский чиновник вытягивал из урны имя нового верховного служителя веры. То есть представитель Китая участвовал в жеребьевке. КНР намерена сохранить этот ритуал.
Однако составлению краткого списка предшествовал тщательный поиск мальчиков в тех районах Тибета, на которые указал экс-далай-лама. Когда кандидатов находили, им показывали вещи покойного предшественника. Мальчик, который узнавал их больше, и становился обычно далай-ламой. Он становился не Буддой, а бодхисатвой, существом, которое решило остаться в этом мире, чтобы облегчить страдания людей. То есть оно близко к превращению в Будду, но хочет спасти людей».
По словам эксперта, в Индии есть свое население, исповедующее буддизм, его другую ветвь. Для них далай-лама не является высшим авторитетом. Правительство Индии старается ограничить враждебные Китаю протесты тибетских эмигрантов. Оно не хочет обострения отношений с Китаем. С другой стороны, Индия вряд ли признает нового далай-ламу, отобранного китайцами через «золотую урну».
«В России тоже есть буддисты. Их больше всего в Бурятии, Туве, Калмыкии. Там было движение за то, чтобы пригласить далай-ламу в Россию. Но Москва от этого отказалась, чтобы не портить отношений с Пекином», – заключил Кашин.
- Комментарии