Турецкие протесты попали под удар стихии
Правящий истеблишмент Турции попытался использовать произошедшее 23 апреля землетрясение в районе Стамбула против оппозиции, которая по-прежнему выходит на уличные акции в поддержку арестованного 19 марта стамбульского мэра Экрема Имамоглу. Союзник президента Реджепа Тайипа Эрдогана по правящей коалиции, лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели заявил, что главным вопросом в национальной повестке теперь должно стать укрепление жилого фонда, а не протесты.
После подземных толчков, эпицентром которых стало Мраморное море, Бахчели посетовал, что мэрия Стамбула в последние годы тратила время впустую. «Те, кто пренебрег своими обязанностями по управлению городом и увлекся обычной политической полемикой, сознательно ввергли Стамбул в водоворот риска, угроз и опасностей, – заявил лидер националистов. – Существует острая необходимость действовать сплоченно для защиты и сохранения Стамбула. Возможные катастрофы можно преодолеть с помощью солидарности на государственном и национальном уровнях и, более того, доверив Стамбул компетентным и достойным рукам. Землетрясения теперь должны стать главным пунктом повестки дня в Стамбуле».
Заявление Бахчели, который является партнером Эрдогана по парламентской коалиции, прозвучало как укор стамбульскому мэру, который был задержан 19 марта по целому ряду обвинений. В последние недели соратники Имамоглу по Республиканской народной партии (РНП) попытались использовать максимум ресурсов, чтобы привлечь широкие слои населения Турции к протестам и бойкоту тех национальных компаний, которые, по версии РНП, связаны с правящей элитой. Вероятно, Бахчели попытался переключить внимание общественности с последствий ареста мэра, который, согласно значительному числу соцопросов, мог бы стать ключевым соперником Эрдогана на президентских выборах, запланированных на 2028 год.
К точке зрения лидера националистов присоединился министр экологии и градостроительства Турции Мурат Курум, который в 2024 году выступал ключевым соперником Имамоглу на мэрских выборах от президентской партии. «Давайте объединим усилия, начнем кампанию по спасению Стамбула, по его преобразованию, – заявил Курум, обращаясь к оппозиции. – Жители Стамбула ожидают, что все мы оставим политику и политические разногласия в стороне и сосредоточимся на этом вопросе... На карту поставлены жизни и будущее 16 млн жителей, здесь нет места политике и полемике. Здесь нет политики. В Стамбуле сегодняшняя халатность обернется завтрашней катастрофой. Если мы опоздаем, наши потери будут гораздо больше».
После землетрясения в районе Стамбула в официальном аккаунте Имамоглу в соцсети X появилось заявление, в котором мэр называет борьбу со стихией более серьезным делом, нежели «победа на выборах или жадность до мест в парламенте». «Поэтому нам крайне необходимы единство, сплоченность, солидарность и здравый смысл», – добавил он. Впрочем, в следующем твите Имамоглу заметил, что последствия его ареста обошлись турецкой экономике в триллионы лир. «При таком большом бюджете мы могли бы отремонтировать около 1 млн зданий или построить по крайней мере такое же количество безопасного жилья», – заметил мэр. По его словам, последствия репрессий «со временем еще глубже проникнут в фундамент экономики».
Сейчас турецкая оппозиция пытается нарастить давление на власть. В разговоре с изданием The Financial Times председатель РНП Озгюр Озель раскрыл трехчастную стратегию борьбы своих соратников. Первый элемент – это символический сбор подписей в поддержку Имамоглу и созыв досрочных всеобщих выборов. Второй – это усиление и регулярность уличных акций. Наконец, третья часть – это превращение кампании за освобождение Имамоглу в то дело, которое найдет отклик у широкого круга избирателей – вне зависимости от их партийной принадлежности. Согласно одному из опросов, проведенных в марте во время демонстраций в Анкаре, почти 94% протестующих были моложе 35 лет, причем только половина из них была сторонниками РНП.
Решающим фактором в ситуации вокруг протестов будет то, насколько Эрдоган готов задействовать репрессивный аппарат. В аналитике для Foreign Policy турецкий эксперт Озгюр Озкан отмечает: турецкий лидер может переоценить свои силы, особенно если в какой-то момент решит бросить на подавление манифестаций армейские части. «Военные хотели бы оставаться нейтральными, однако если их слишком настойчиво подталкивать к выполнению требований режима, то они могут расколоться, а это приведет к дестабилизирующим последствиям не только для Турции, но и для всего региона», – подмечает эксперт.
По его мнению, контроль Эрдогана над вооруженными силами довольно хрупок. «Офицерский корпус не изолирован от национальных обид: семьи военных подвержены той же экономической нестабильности – стремительно растущей инфляции, нехватке жилья и снижению покупательной способности, – обращает внимание Озкан. – Политизируя армию и выхолащивая избирательный процесс, Эрдоган посеял семена конфликта и нестабильности, подрывая как прочность режима, так и перспективу мирной передачи президентской власти».
При самом негативном сценарии – если протесты увеличат масштаб, а Эрдоган будет цепляться за власть любой ценой, рассуждает эксперт, то «Турция может свернуть на путь Сирии или Ливии». А это не сулит ей ничего, кроме затяжного внутреннего конфликта и хаоса, резюмировал Озкан.
- Комментарии