Испанские власти решили перезахоронить прошлое
Правительство Испании приступает к созданию так называемой Комиссии правды. Она должна будет расследовать преступления времен франкизма и увековечивать память жертв режима Франсиско Франко. Эту инициативу многие одобряют, но многие критикуют. Критики считают, что не стоит ворошить прошлое, так как это не приведет к сплочению испанцев, а скорее сработает на раскол общества, которого, как казалось, уже удалось избежать. К тому же потребуются дополнительные бюджетные расходы, и это в условиях, когда в стране не решены серьезные социальные проблемы.
В нынешнем, 2025 году в Испании грядет юбилей. Полвека назад в стране была восстановлена демократия. Захвативший власть в результате жестокой гражданской войны генерал Франко умер 20 ноября 1975 года. Главой государства стал король Хуан Карлос I, который сразу же начал демонтаж диктатуры. Демократические реформы не без труда, но увенчались успехом. Его залогом стало именно то, что власти не стали ворошить прошлое. Оно оказалось фигурой умолчания, а не предметом осуждения. Сейчас желающих вернуться во времена франкизма мало, но отношение к длившемуся почти 40 лет правлению Франко по-прежнему неоднозначное. Для большинства он – палач республики и приспешник германских нацистов, однако есть и те, кто считает его спасителем от коммунизма и автором испанского экономического чуда.
Поставить точку в спорах о прошлом призвана инициатива премьер-министра Педро Санчеса. Он возглавляет коалиционное правительство, которое образовали идеологические антиподы Франко – левые: Социалистическая партия и партия Podemos. Правительство решило создать специальный совет, который в течение четырех месяцев сформирует Комиссию по расследованию нарушений прав человека в годы войны и диктатуры, или, как ее еще называют, Комиссию правды. В нее будет входить 10 человек, представляющих главным образом научные и экспертные круги. Им будет открыт доступ в архивы, им будет разрешено делать запросы в государственные органы. Одним из главных направлений ее работы станет определение точного числа жертв репрессий. В планах Комиссии правды – изменение характера самого главного мемориала, связанного с Франко. Имеется в виду находящаяся под Мадридом Долина Павших. Первоначально она строилась как мемориал павшим в годы гражданской войны франкистам. Но в 1959 году к захороненным там сторонникам режима Франко приказали добавить могилы республиканцев. Решение было принято без учета мнений родственников погибших. Франко, заинтересованный в изменении имиджа своего режима, желал превратить Долину Павших в символ примирения победителей и побежденных. Там же был похоронен сам диктатор. И вот теперь в Долине Павших появится музей, посвященный жертвам диктатуры Франко.
История с переосмыслением прошлого, затеянная левыми, тянется два десятка лет. В 2007 году усилиями социалистического правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, существовавшего с 2004 по 2011 год, был принят Закон об исторической памяти, где впервые на официальном уровне осуждался франкизм. Тогда же власти запретили политические акции возле Долины Павших и, по существу, наметили те меры, которые теперь предполагается осуществить. Однако сменившее социалистов правоцентристское правительство решило вернуться к принципу «не ворошить прошлое».
Закон об исторической памяти вступил в силу с изменениями лишь в 2022 году (он стал называться Законом о демократической памяти), когда у власти вновь были левые. До этого, в 2019 году, Санчес объявил о том, что останки Франко будут убраны из Долины Павших. В итоге бывшего правителя эксгумировали и перезахоронили на окраине Мадрида. Действия правительства сопровождались судебными разбирательствами, инициированными родственниками диктатора. По опросам, тех, кто выступал за и против перезахоронения, было почти поровну, но первых несколько больше.
В общем, уже тогда многие испанцы сомневались в том, что бередить раны прошлого нужно. Несмотря на это, социалисты, оставшись у власти, продолжают свою активную деятельность в данном направлении. Они считают недопустимым, что прах республиканцев и франкистов покоится вместе. В рамках перезахоронения планируется провести 13 тыс. анализов тестов ДНК. Одно уже это потребует значительных расходов – а именно этим обосновывали правоцентристы из Народной партии отказ от перезахоронения. Некоторые критики правительства отмечают, что сам его подход к теме пристрастен. Ведь преступления, в частности убийства священников, совершали и республиканцы.
«Сама по себе Долина Павших, где захоронены бывшие противники – это достижение. А уже после смерти Франко, с процессом демократизации, гражданская война стала рассматриваться и левыми, и правыми силами как национальный позор и общая трагедия», – поясняет старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Екатерина Черкасова.
В разговоре с «НГ» эксперт отметила, что к моменту появления инициатив Сапатеро общество практически «перевернуло эту мрачную страницу истории».
«Собственно, франкистов осталось не так много. Партию Vox, которую часто называют ультраправой и наследником диктатуры, франкистской можно назвать лишь с большой натяжкой. Раскола в обществе не было, испанцы друг друга простили. До тех пор, пока социалисты не принялись напоминать о братоубийственном конфликте, о нем не спорили», – говорит Черкасова.
Она добавила, что инициативы левых стоят бюджету немалых денег. И ДНК-тесты, и создание новых комплексов – это весьма дорогостоящие мероприятия. Все это заставляет многих сомневаться в их целесообразности. К тому же тратить деньги на прошлое правительство рискует в непростой социально-экономической ситуации. В субботу, 5 апреля, на улицы одного лишь Мадрида вышло протестовать более 150 тыс. человек. Люди недовольны тем, что цены на покупку и аренду жилья продолжают расти, особенно в столице и Барселоне, и рост зарплат за ними не успевает.
- Комментарии