Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту
В правительстве Биньямина Нетаньяху растут опасения, что Турция пойдет на преднамеренное углубление конфликта с Израилем из-за Сирии. Импульсом, как считают власти еврейского государства, может стать внутренняя обстановка в Турции, наэлектризовавшаяся из-за ареста видного оппозиционера Экрема Имамоглу. Израильские спецслужбы допускают: на каком-то этапе президент Реджеп Тайип Эрдоган захочет отвлечь внимание электората от масштабных репрессий и переключить его на образ внешнего врага, который с начала войны в секторе Газа приняло на себя правительство Нетаньяху.
О том, что Израиль интенсифицировал внутренние дискуссии по поводу Сирии и угроз со стороны Турции, сообщило со ссылкой на источники издание Walla. По его данным, военные и разведывательные круги провели несколько раундов встреч, посвященных тому, превратится ли северный сосед в абсолютного проводника турецких интересов. Участники консультаций пришли к выводу, что опасность со стороны Сирии растет, а столкновение между Израилем и Турцией на территории этой страны «неизбежно». Конфликт, как считают в еврейском государстве, может произойти из-за стремления Анкары ограничить свободу действий Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). В связи с этим Израиль решил наращивать операции и присутствие в Сирии.
Как отмечает Walla, страхи израильтян подогрела ситуация в Турции. Глава МВД республики Али Ерликая 24 марта сообщил, что правоохранительные органы задержали свыше 1,1 тыс. участников уличных акций в поддержку Экрема Имамоглу – арестованного стамбульского мэра, считающегося одним из основных оппонентов Эрдогана на внутриполитической сцене.
«Во время демонстраций пострадали 123 наших полицейских. В ходе акций были изъяты кислота, камни, палки, фейерверки, бутылки с зажигательной смесью, топоры и ножи. Продолжаются судебные разбирательства в отношении тех, кто нападал на полицию, наносил ущерб общественной собственности и угрожал безопасности наших людей», – проинформировал министр.
Израильские спецслужбы считают, что неумение турецкой политический элиты управлять внутренними рисками, возросшими с арестом Имамоглу, может привести к тому, что Эрдоган и его окружение выберут конфликтную повестку дня, чтобы отвлечь общественное внимание. Как полагают в еврейском государстве, Израиль в этой ситуации может стать для турецкого руководства тем внешним врагом, на котором выместят гнев. Тем более что два государства и так фактически разорвали дипломатические отношения из-за продолжающейся войны в секторе Газа. Эти трения углубились из-за Сирии: Анкара активно критиковала стремление Нетаньяху нарастить военное присутствие на сирийской территории, называя это угрозой стабильности на Ближнем Востоке.

Нетаньяху считает, что создание турецких
военных баз в Сирии может ограничить
оперативные возможности ЦАХАЛ.
Фото с сайта www.gov.il По данным израильских изданий, в последнее время Турция вышла на продвинутую стадию переговоров с Сирией о двустороннем оборонном соглашении, которое предполагает расширение каналов военно-технической помощи для переходного правительства в Дамаске и создание постоянных военных баз Турции на сирийской территории. Как считают в еврейском государстве, за эти недели возросла вероятность того, что турецкая авиабаза появится, например, в районе Пальмиры (провинция Хомс), в самом сердце Сирии. Возможная дислокация в этом стратегически важном месте истребителей и средств противовоздушной обороны (ПВО) Анкары может ограничить оперативные возможности ЦАХАЛ, опасаются в правительстве Нетаньяху.
Кроме того, по условиям готовящегося соглашения, переходное правительство Сирии во главе с временным президентом Ахмедом аш-Шараа намеревается получить от своего основного зарубежного покровителя в лице Турции продвинутые боевые беспилотники, радарные системы, системы радиоэлектронной борьбы и средства ПВО турецкого производства.
В последнее время израильское разведсообщество все чаще говорит о необходимости того, чтобы российская сторона сохранила свое присутствие в Сирии, окончательно согласовав статус своих военных баз в прибрежных провинциях Латакия и Тартус. Именно это, по мнению еврейского государства, помогло бы создать буфер против расползающегося влияния Турции и обезопасило бы границы Израиля. Как сообщало ранее издание «Едиот ахронот», Нетаньяху даже решил углубить в последние месяцы контакты с Москвой. По его данным, специально с этой целью российскую столицу посещал военный секретарь израильского премьера генерал-майор Роман Гофман.
Как сообщала в этом месяце пресс-служба Кремля, недавно президент России Владимир Путин направил послание Ахмеду аш-Шараа, «в котором поддержал усилия по скорейшей стабилизации обстановки в стране в интересах обеспечения ее суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности». А на днях Reuters проинформировало, что российская сторона возобновила поставки дизельного топлива в Сирию, которая, как отмечает новостное агентство, изо всех сил старается найти замену иранской нефти для своих нефтеперерабатывающих заводов. Вероятно, это свидетельствует о нарастающих контактах Москвы и Дамаска и, возможно, возникшем понимании по вопросу российских военных объектов.
Что касается Израиля, то он сам сталкивается с растущим общественным недовольством у себя дома. Одна из причин – возобновившаяся в ночь на 18 марта операция в секторе Газа, которая, как пишет The Wall Street Journal, в скором времени может перерасти в полномасштабное наземное наступление. Как отмечает издание «Едиот ахронот», общественная поддержка возобновления войны в Газе падает, в то время как кризис доверия к правительству Нетаньяху только углубляется. Важным индикатором настроений, пишет газета, становятся резервисты ЦАХАЛ, которые демонстрируют «серое неподчинение» – пытаются тихо избежать явки на сборы, не бросая открытого вызова приказам командования.
Как пояснил в разговоре с «НГ» востоковед Руслан Сулейманов, возможное ужесточение внешней политики Турции выглядит как крайняя мера. По его словам, пока что ситуация вокруг Имамоглу – это исключительно «внутренний вопрос и внутриполитический конфликт». «Полагаю, что турецкие власти делают ставку на маргинализацию протеста, на то, чтобы обвинить лидеров турецкой оппозиции в том, что те пытаются посеять рознь, дестабилизировать обстановку», – пояснил эксперт. Впоследствии лидеров оппозиционного лагеря, которые делали публичные призывы к протестам, могут привлечь к ответственности, не исключает Сулейманов.
«Но если этот вариант не сработает, если не удастся восстановить контроль над турецкими улицами, то не исключено введение чрезвычайного положения, – предположил собеседник «НГ». – Это то, что имело место, скажем, в 2015 году – на фоне терактов. И кстати, это то, что происходило перед повторными парламентскими выборами (в ноябре 2015 года. – «НГ»). Если во время действия чрезвычайного положения или до введения чрезвычайного положения не удастся восстановить контроль над ситуацией, то нельзя исключать и какой-то внешнеполитической авантюры. Но пока, на мой взгляд, это все-таки скорее отдаленная перспектива. И такой вариант если рассматривается, то в последнюю очередь».
- Комментарии